Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ССУЗ

Рахматуллина Е.В. Семчук Н.М.

Все более актуальной становится необходимость сохранения природной среды для здоровья и благополучия ныне живущих и будущих поколений людей, что невозможно без решения задач экологического образования. По своим целям и функциям экологическое образование неизбежно связано с социальной жизнью общества. Оно может быть эффективным в том случае, если все члены общества - учащиеся, студенты, специалисты, работники системы управления и руководители будут участвовать в решении сложных задач улучшения отношений между людьми и окружающей средой. Это может быть выполнено лишь тогда, когда люди станут действовать в соответствии с принципами полученного ими экологического образования.

Наше исследование направлено на разработку теоретических основ и методики формирования экологической культуры студентов средних специальных учебных заведений (ССУЗ).

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры подрастающего поколения. В своем исследовании исходим из следующих определений.

Культура - это способ организации и развития экологической жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Экологическая культура - это достижение экологических знаний, развитие экологического сознания, приобретение навыков в поведении людей, направленных на сохранение природных условий, необходимых для развития общества, гармоничное взаимоотношение между обществом и природой.

В основе экологической культуры выделяем следующие компоненты:

  • экологическое сознание (естественнонаучные, технические знания и ценностно-ориентированные отношения);
  • экологическое мышление (способность устанавливать причинно-следственные, вероятные, прогностические и другие виды связей);
  • экологически оправданное поведение, которое характеризуется переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную форму поведения.

На формирование перечисленных компонентов экологической культуры у студентов направлена разрабатываемая методика.

Для построения системы формирования экологической культуры нами определены ведущие принципы, которые определяют требования к экологическому образованию, разработку и использование методов и средств обучения, обеспечивают единство знаний, доступность, целенаправленность. Принцип - это исходное положение теории, инструментальное, данное в категориях деятельности, это методологическое отражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики.

Наиболее важные специфические принципы экологического образования, на которые опираемся в своем исследовании следующие:

  • принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности становления и развития экологической культуры, предполагает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на всех этапах: семейное, дошкольное, школьное, профессиональное, вузовское;
  • принцип фундаментальности является ведущим принципом при отборе содержания эколого-профессионального образования будущего выпускника средне специального заведения, обеспечивающим гарантии его образовательного потенциала; фундаментальность подготовки предполагает овладение студентами экологическими и профессиональными знаниями, обобщенными видами экологической и профессиональной деятельности, обеспечивает возможность адаптации в широкой сфере профессиональной деятельности;
  • принцип рефлексивности предполагает создание в образовательном процессе условий для осмысления, самоанализа, самопонимания личности, для того чтобы осознать свой внутренний мир;
  • принцип взаимосвязи профессионального и экологического образования предусматривает экологизацию содержания образовательных программ профессионального обучения, учета экологического компонента в стандартах средних специальных учебных заведений;
  • принцип региональности предполагает учет в экологическом образовании регионального компонента: природных и социально-экономических условий, использование в содержании экологического образования информации, характерной для данного региона, национальных и культурных традиций;
  • принцип личностности направлен на обращение к личности студента для преобразования общественной необходимости сохранения природы во внутренние личностные потребности и интересы, нормы поведения будущих специалистов по отношению к природе;
  • принцип междисциплинарности отражает взаимосвязь философских, естественнонаучных, гуманитарных, правовых, экономических и других аспектов экологического образования; предполагает согласованное распределение элементов экологического содержания в структуре отдельных учебных дисциплин, скоординированное развитие на основе междисциплинарных связей экологических знаний и видов экологической деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также поэтапную интеграцию экологических знаний и применение их в экологической деятельности.

Определенная выше совокупность принципов в их взаимодействии дает целостную характеристику процесса построения системы эколого - профессионального образования, обеспечивает эффективность формирования экологической культуры студентов ССУЗ.


Библиографическая ссылка

Рахматуллина Е.В., Семчук Н.М. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ССУЗ // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 2. – С. 50-51;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8001 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674