Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

Колокольникова З.У.

Самой незащищенной группой в условиях кризиса оказывается подрастающее поколение, а в особо сложной ситуации оказываются дети из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. У выпускников детских домов и домов-интернатов вырабатывается позиция просителя и иждивенца. Налицо проблема социальной незрелости, впоследствии они не могут выполнять родительские функции и лишаются родительских прав, тем самым, пополняя ряды социальных сирот. Целенаправленная работа последних лет в различных регионах страны показывает, что замещающая семья более эффективно и с меньшими затратами для государства решает задачу формирования социальной компетентности социальных сирот.

Совместные действия Министерства образования и науки Красноярского края и органов опеки и попечительства муниципальных образований направлены на профилактику социального сиротства, на сохранение семьи для ребенка и ребенка в семье, на развитие семейных форм устройства детей-сирот. Создаются краевые и районные целевые программы, например, в Енисейском районе работает программа педагогического сопровождения замещающих семей «Приемные и опекунские семьи». В 2001 году в Енисейском районе было всего 2 замещающие семьи, в которых воспитывалось 7 детей, а в 2008 г. - 39 приемных семей (89 детей), 2009 г. - 41 семья (96 детей). В 2007-2009 гг. ни один ребенок не был определен в детский дом, всем нашли замещающую семью или помогли вернуться в кровную. Важным результатом является и отсутствие вторичного сиротства.

Кандидаты в замещающие родители должны быть социально готовы к выполнению новых для них функций. Условно в формировании готовности и социальной компетентности замещающих родителей можно выделить несколько этапов.

Первый этап - подготовительный. В Постановлении РФ от 18 мая 2009 года за № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» уделено особое внимание подготовке кандидатов, согласно п.8. «Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной основе». Задолго до этого постановления (9 лет) отдел опеки и попечительства Енисейского района в сотрудничестве с кафедрой педагогики ЛПИ-филиала СФУ ведет подобную работу. Подготовлена программа подготовки кандидатов в замещающие родители. Кандидаты в замещающие родители должны пройти отбор, в соответствии с законодательством (соответствие жилищных условий, характеристика членов семьи по месту жительства, опыт положительного воспитания собственных детей и другие показатели). Большинство родителей, создавших замещающие семьи, оказались специалистами среднего звена: учителя, медицинские работники, работники культуры, механизаторы, зоотехники и др. При принятии решения кандидаты в замещающие родители должны представлять, смогут ли принять ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, непростым прошлым. Для приёмных семей передача детей осуществляется по договору возмездного оказания услуг, следовательно, это, профессиональная работа по воспитанию, которая контролируется со стороны отдела опеки и попечительства.

Второй этап - это педагогическое сопровождение замещающей семьи. Адаптация ребенка проходит в течение достаточно длительного периода (от года и более). В психолого-педагогической литературе принято выделять следующие аспекты адаптации ребенка в замещающей семье: адаптация к образу жизни семьи; адаптация к другим членам семьи, их близким и знакомым; адаптация ребенка к нормам и ценностям семьи; адаптация ребенка к традициям семьи. Совсем по-особому строятся отношения с одноклассниками, учителями и школой в целом. Наши наблюдения позволяют выделить ряд проблем: запрет родителей на общение с ребенком из замещающей семьи, отсутствие в школе службы социально-психологической поддержки социальным сиротам, сложности при овладении учебной программы порождают конфликты с учителями, недоверчивость сельского социума и т.д.

В ходе организации сопровождения мы обнаружили проблему недостаточной подготовленности взрослых к эффективному общению с детьми, потребность в юридических и психологических консультациях. Для замещающих родителей проводятся семинары, «круглые столы», тренинги, консультации, где обучаются от 25 до 40 человек, подготовлена программа социально-педагогического сопровождения и методические рекомендации. Семинары проводятся на базе отдела опеки и попечительства Енисейского района один раз в два месяца, чаще проводить семинары не позволяет обширность территории и сложности с посещением районного центра из-за удаленности, непогоды, отсутствия переправы через р.Енисей. Замещающие родители осознают необходимость получения педагогических знаний, 100 % посещающих семинары считают их полезными для себя. В ходе опроса замещающих семей было выявлено, что приемные родители нуждаются в получении специальных знаний в области педагогики, психологии, физиологии детей (13 %), в сопровождении специалистами (38%), в помощи при разрешении трудных ситуаций при взаимодействии с ребенком (49 %).

Наиболее интересными и актуальными вопросами для обсуждения они называют: права ребенка в семье; разрешение споров и конфликтов; адаптация в семье; взаимоотношения с кровной семьей; взаимоотношения приемных и кровных детей в семье; совместимость опекаемых и приемных детей и замещающих родителей; взаимоотношения ребенка со школой; уход из дома; проблемы воровства и обмана; половое и полоролевое воспитание; оздоровление ребенка и формирование ценностного отношения к здоровью; агрессивное поведение; сохранение нравственного здоровья, поощрение и наказание и др. Кроме того, родители задают юридические вопросы, касающиеся обеспечения жильем и социальными пособиями детей, гарантии при поступлении в профессиональные образовательные учреждения, социальные гарантии поддержания здоровья и организации досуга (санатории, профилактории, летние лагеря и др.). Часто родителям рекомендуется получить консультацию у психолога или врача-психотерапевта. Для оперативного консультирования родителям предоставлена возможность связаться со специалистами, используя сотовую связь. Первый подобный опыт уже есть, но его механизм еще не отлажен.

Важной стороной деятельности отдела опеки и попечительства является контролирующая функция, анализу и контролю подвергается финансовая и воспитательная деятельность замещающих семей.

Третий этап - контроль за результатами работы замещающих семей, мониторинг результатов воспитательной деятельности родителей-воспитателей. Получены определённые результаты в воспитании социальной компетенции детей в замещающих семьях. Благодаря организации социально-педагогического сопровождения замещающих семей не допущена ситуация вторичного сиротства, возможного при распадении приемных семей.

Взаимодействие взрослых и детей в семье направлено на формирование основных социальных навыков, на выстраивание жизненной траектории, самоопределение. Большинство детей, проживших в замещающих семьях не менее четырёх-пяти лет, продолжают образование: в 2008 г. в замещающих семьях было 13 выпускников, 9 из них поступили в вузы, двое - в ССУЗ, один в ПУ, одна совершеннолетняя вышла замуж. В 2009 г. было
12 выпускников, из них поступили в вузы - 7, в педагогических колледжах - 1, медучилище - 2, автодорожный техникум - 1 и один в ПУ. Существует уже положительный опыт создания собственных семей у двоих воспитанников замещающих семей. Замещающие семьи активны, с удовольствием участвуют в спартакиадах, конкурсах, как районных, так и краевых. Социализация ребенка в замещающей семье во многом зависит от качества работы многих социальных и педагогических служб защиты социального сироты, качества организации социально-педагогического сопровождения деятельности приемных семей. Проблемы социализации ребенка перекликаются с проблемами сопровождения (правового, психолого-педагогического, медицинского и т.д.) замещающей семьи.


Библиографическая ссылка

Колокольникова З.У. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 185-186;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8874 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674