Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,560

РАЗВИТИЕ ОСНОВ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зерщикова Т.А.

Конец ХХ века ознаменовался сломом ценностно-нормативных моделей поведения, распадом старых и складыванием новых общностей людей, формированием нового социокультурного пространства (В.В. Рубцов). Усиливается необходимость постоянного поиска человеком собственного места в непрерывно меняющемся мире. В таких условиях, полагает К. Роджерс, для общества фатальна неспособность к творческой деятельности отдельных индивидуумов. Творчество внутренне присуще человеку (В. Соловьев, Н. Бердяев). Оно выступает высшей формой любой деятельности (И. Кант), в том числе научной и педагогической, способом бытия личности (Г.Г. Панкова). Способность созидать является одной из главных движущих сил развития, высшей стадией самоорганизации личности и социума (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Яковлев). Специфика современного этапа развития общества усиливает роль творчески мыслящей личности. С.В. Максимова, цитируя Э.В. Сайко, пишет, что этому способствуют новейшие подходы к науке, информационный бум, качественное и количественное преобразование информационного пространства, создающего своеобразную и сложную среду формирования психики индивида. Вместе с тем, отмечается, что нерешенность теоретических вопросов творчества порождает множество мифов общественного сознания, связанных с предетерминированностью творческих способностей, их положительной роли и ограниченных сроков развития.

Сохранение в образовательных учреждениях традиционного акцента на освоение студентами навыков практической деятельности способствует формированию грамотных исполнителей. Однако, недостаточная реализация творческих способностей может перенаправить их в антисоциальное русло, рождая побуждение к «устранению или разрушению мира» (Э. Фром). Применительно к экологической области нереализованные способности в сочетании с антропоцентрическим сознанием подростка выражаются в разрушении птичьих гнезд или издевательствах над кошкой. Возможными последствиями творческой нереализованности могут оказаться наркотическая или алкогольная зависимости, школьная дезадаптация (С.В. Максимова), чрезмерное увлечение готикой, проблема распространения которых среди молодежи волнует педагогические кадры. В зрелом возрасте положение усугубляется присущим человечеству стремлением к обогащению, следствием чего являются бесконтрольная вырубка лесов, попытки поворота рек в иную сторону и прочие подобные примеры, широко представленные в истории человечества.

Отношение к природе отражает взаимосвязи потребностей человека с объектами и явлениями мира и служит фактором, обусловливающим поведение (В.А. Ясвин). Поэтому сложная задача формирования отношения личности, связанного с отражением и преобразованием среды, не может не включать аспекты развития творческой научной деятельности. Развитие научного творческого потенциала студента при непременном условии развития его экоцентрического сознания и повышения уровня ответственности по отношению к миру природы, будет соответствовать и задачам экологического образования. Учитывая профессиональную направленность первокурсников педагогического факультета, эти цели осуществятся при условии выполнения следующих требований:

  • реализовать принципы активности личности, комплексности, интеграции, непрерывности и систематичности образовательно-воспитательного процесса, преемственности экологического образования между сопряженными ступенями, сочетания глобального и краеведческого подхода, наглядности и другие;
  • соответствовать целям подготовки к профессиональной деятельности в новых условиях, расширению кругозора и систематизации экологических знаний, умению экологически целесообразно оперировать ими в необычных условиях, развить экологическую компоненту мотивационной сферы личности, формировать мировоззрение;
  • применять новейшие научные данные, понятия и законы, опираясь на синергетическое понимание развития;
  • сочетать максимально разнообразные формы работы, подходы, методы, приемы, диагностические процедуры, психолого-педагогические условия;
  • реализовывать научно-исследователь-скую деятельность, включая наблюдения за уровнем загрязнения среды обитания, простейшее моделирование наблюдаемых природных процессов, поиски возможных линий реализации установившегося положения в области, оценку проявляющегося отношения человека к природе и некоторые другие.

Традиционное обучение акцентируется на правильности решения задач, аккуратности оформления, но оригинальность и самобытность приветствуется не каждым педагогом. Однако простое заучивание материала или алгоритмизация действий способствуют формализации знаний студентов, препятствуют их дальнейшему творческому росту. А. Асмолов полагает, что при создании культуры, предполагающей сохранение достоинства человека, образованию следует поддерживать вариативность личности, готовить ее к решению нестандартных задач, «способствовать ориентации личности в различных жизненных ситуациях неопределенности». Реализация данного тезиса в практике университета осуществляется в виде предложения студентам различных заданий, требующих активной мыслительной деятельности, предполагающих формулирование собственных планов действий и выводов, творческих, требующих использования знаний в нестандартной ситуации, сопоставительно-аналитической работы мозга.

Теоретические задания представлены логическими задачами. К примеру, доц. Цюпка В.П. предлагает решить, долго ли остаются зелеными листья листопадных деревьев, растущих в непосредственной близости от фонарей, или они желтеют ранее других. Доц. Зерщикова Т.А., рассматривая влияние генотипа и среды на развивающийся организм, предлагает студентам разделить круг на доли, которые, по их мнению, соответствуют роли этих компонентов. В ходе последующего сравнения долей и обсуждения сделанного выбора необходимо подвести студентов к выводу о том, что именно генетические влияния лежат в основе формирования не только биологической, но и социальной сущности человека. Данный вывод особо важно корректно сформулировать для студентов педагогического факультета, в силу специфики профессиональной направленности которых социальная компонента человеческой сущности превалирует в их сознании над биологической. Ту же цель преследует и задание оценить правильность утверждения: «при развитии человека генетика обеспечивает сосуд, который должен быть наполнен благодаря влиянию среды».

Изучение популяции сопровождается элементарными задачами, в которых необходимо определить, как на популяции рыбы скажется активный промысел преимущественно молодых особей. Ее решение предполагает сначала оценить возможные вариации возрастного состава популяции. Другое задание требует предусмотреть для популяции последствия ее крайней малочисленности. В процессе изучения последующих тем студентам предлагается разъяснить, почему в агроэкосистемах роль консументов сильно снижена по сравнению с природными экосистемами; объяснить сущность устойчивости жизни; пояснить, возможна ли реализация концепции изоляции человека от остальной природы; рассмотреть причины провала проекта «Биосфера», снижения возможностей водоема к самоочищению при сбросе в него теплых промышленных вод; объяснить закон Б. Коммонера «Все связано со всем» на примере человеческой популяции и т.д.

Задачи контроля, самоконтроля и развития быстрой ориентации в новой ситуации могут выполнять тесты, используемые в процессе практических занятий по изучаемой дисциплине. Приведем несколько примеров таких тестов:

1. Плод человека находится в условиях гипоксии, поэтому его гемоглобин приспособлен (Выбрать два правильных ответа):

a. присоединять больше кислорода

b. присоединять прочнее углекислый газ

c. легче отдавать кислород

d. присоединять кислород так же, как и у взрослых.

2. Закон сохранения лежит в основе (Выбрать два правильных ответа):

a. разновременности созревания функциональных систем организма

b. корреляции развития кровеносной системы и скелетных мышц

c. надежности биологических систем

d. целостности организма.

Активизации мыслительной деятельности первокурсников и закреплению полученных знаний наряду с тестами способствует и разгадывание учебных кроссвордов, так любимое студентами. К примеру, студентам предлагается кроссворд, содержащий вопросы по ключевым понятиям и законам влияния факторов среды на организм:

  • набор экологических валентностей вида по отношению к разным факторам среды;
  • явления сдвига оптимума по отношению к какому-либо фактору;
  • пассивный путь приспособления при изменении силы воздействия фактора;
  • экологическая ниша, в которой есть сумма условий, недостаточно используемая видом, но существующая в аналогичной системе.

Развитию основ научного потенциала первокурсников особо способствуют исследовательские практические задания типа «Оценить степень загрязнения воздушной среды автотранспортом в районе университета». Аналогичные задания разной степени сложности регулярно предлагаются участникам экологического кружка. Сравнивая данные, полученные в различные периоды, студенты убеждаются в усилении потока автомашин, ведущего к увеличению загрязнения среды их обитания, и задаются вопросом, как снизить этот негативный эффект. Поскольку мнение о собственной жизни и социальные критерии (уровень развития образования, здравоохранения и т.д.), баланс между потребностями человека и возможностями их удовлетворения природой во многом определяют возрастание антропогенных нагрузок, первокурсники убеждаются в необходимости воспитывать у детей экологическую культуру и формировать их экоцентрическое сознание, ибо они способствуют сохранению нынешнего состояния мира. Проведение наблюдений в отдельно выбранных точках помогает развивать мотивацию на сохранение качественной среды жизни человека и повысить интерес к практическим занятиям по экологии.

Значительно активизируют нестандартное мышление студентов элементы дискуссии. Так, при изучении антропогенных экосистем развернулось бурное обсуждение влияния условий городской среды на усиление нервозности и появление неадекватной реакции в стрессовой ситуации у жителей города. Оппоненту было предложено пронаблюдать в течение недели за состоянием десяти случайно выбранных жителей обоих поселений и рассказать о своих наблюдениях. Студенткой был разработан простейший эксперимент, в ходе которого спровоцирована ситуация в духе «улыбнитесь, вас снимают скрытой камерой». На следующем занятии студент рассказал, что из 10 горожан на провоцирующую ситуацию остро прореагировали пятеро, а среди сельчан - четверо, хотя для них провоцирующее обстоятельство было более значимо. В результате студенты убедились во влиянии стрессовых условий городской жизни на повышенную раздражительность его обитателей. Развитию потенциала способствовали и мини-лекции, подготовленные участниками экологического кружка на тему мониторинга загрязнения окружающей среды, и внеаудиторные (в рамках декады естественно-математических дисциплин) экологический КВН, сценка и викторина на тему «Сохраним природу - сохраним себя».

Подобные задания преследуют двойную цель. С одной стороны, активизируется мыслительная деятельность первокурсников, а у студентов, в основном не мотивированных к изучению биологических дисциплин (обучающихся по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Дошкольная педагогика и психология», «Домоведение», «Логопедия») усиливается эмоциональный компонент отношения. С другой - оперируя примерами негативных последствий антропогенного влияния на экосистемы и, увы, более редкими примерами положительного воздействия, заостряется внимание на проблемах современности, углубляется понимание взаимозависимости всех компонентов мира и развивается экоцентрическое сознание.

В результате целенаправленной работы суммарные показатели 1 курса (1 семестра) существенно выросли (Р < 0,02). У первокурсников (89 чел) повышается среднее значение компонентов интенсивности отношения к природе: перцептивно-аффективного компонента (по курсу на 2,4 балла) и поступочного (на 1,6 балла). Увеличение среднего уровня других компонентов оказалось недостоверно значимым, согласно критериям Стьюдента и Фишера. Впрочем, в группах наблюдался весьма значительный рост уровня когнитивного компонента и расширение биологических знаний (на 1 - 2 балла). В одной же из групп, с изначально более высоким показателем, рост оказался небольшим. Возможно в этом и крылась причина наблюдаемого результата. В беседе со студентами выявилась осведомленность о разных экологических проблемах, помимо загрязнения воздушной среды (ранее излюбленной темы первокурсников); более внимательное, чем в начале курса, отношение к качеству продуктов питания, к сохранению биоразнообразия лесов и лугов, используемых студентами для прогулок. Таким образом, систематическое применение нетрадиционных заданий способствует развитию основ научного потенциала первокурсников и формированию у них экологически адекватного отношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал, 1985, т. 6. - № 5. - С. 3 - 12.
  2. Бердяев, Н. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н. Бердяев. - М.: Азбука 2007. - 416 с.
  3. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М.: Эксмо, 2006. - 736 с.
  4. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. - М.: Академический Проект, 2006. - 224 с.
  5. Панкова, Г.Г. Творчество как способ бытия личности / Г.Г. Панкова // Творчество и личность. - Курск, 1995.
  6. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - С. 153 - 171.
  7. Яковлев, В.А. Диалектика творческого процесса в науке / В.А. Яковлев. - М.: Наука, 1989. - 276 с.
  8. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.

Библиографическая ссылка

Зерщикова Т.А. РАЗВИТИЕ ОСНОВ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 3. – С. 88-91;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9605 (дата обращения: 21.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252