Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирует на развитие у студентов профессионально значимых качеств личности и компетенций современного специалиста. Развитие требуемых качеств возможно при использовании современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Современная система подготовки специалиста не может опираться на использование только традиционных учебников и учебных пособий в бумажном варианте в силу утраты ими ряда дидактических свойств, таких как:
- 
	связь с современным состоянием науки;
- 
	наличие проблемных ситуаций, побуждающих студентов к самостоятельному поиску и анализу информации;
- 
	наличие заданий тестового характера для проверки полученных знаний.
Кроме того, в отличие от печатного учебника, электронный курс должен разрабатываться таким образом, чтобы он смог обеспечить:
- 
	более детальную структуризацию содержания курса;
- 
	интерактивность (в том числе удобство навигации) - возможность изменения представления материала в зависимости от действий обучаемого, а также возможность изменения траектории обучения;
- 
	гипертекстовую структуру теоретического материала в понятийной части курса (ссылки на определения), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);
- 
	использование мощных иллюстративных материалов - разнообразных рисунков и картинок, анимации и других мультимедиа-приложений;
- 
	использование различных практических и контрольных мероприятий для закрепления знаний, самоконтроля, контроля и оценки полученных знаний, встроенных в электронный учебник (тесты, упражнения, творческие, индивидуальные и групповые задания и др.);
- 
	наличие системы ссылок (гиперссылок) на различные электронные текстовые и графические образовательные материалы: литературные и научные источники, электронные библиотеки, словари, справочники и другие образовательные и научные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Электронный учебник способен обеспечить непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, представляя теоретический материал, организуя тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность.
Актуальность проблемы разработки электронных мультимедийных образовательных комплексов обусловлена наличием противоречий между:
- 
	многообразием учебников и учебных пособий по дисциплине и отсутствием электронных учебных пособий, способствующих творческому становлению компетентного специалиста, владеющего основами истории образования и педагогики как фундаментальной составляющей образования, методологически определяющей пути его развития;
- 
	потенциалом, заключенным в данной учебной дисциплине, развивающим педагогическое мышление будущего педагога, и невозможностью использовать данный потенциал в условиях учебного процесса, когда данная учебная дисциплина, согласно учебным планам различных факультетов, входит в состав целого учебного курса;
- 
	ограниченными временными рамками, отведенными на изучение дисциплины, и необходимостью рационального использования учебного времени, зачастую затрачиваемого на рутинные операции по поиску необходимого учебного материала.
При разработке электронного мультимедийного учебного пособия «История педагогики и образования» мы придерживались следующих принципов [4]:
- принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию;
- принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты:
- теоретическое ядро;
- контрольные вопросы по теории;
- примеры;
- контрольные вопросы по всему модулю;
- исторические комментарии.
- принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, концепций и взглядов;
- принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета;
- принцип регулирования: учащийся самостоятельно выбирает темп и последовательность изучения материала;
- принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала;
- принцип собираемости: электронный учебник, состоящий из учебных модулей, должен быть выполнен в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, иметь возможность расширять и дополнять их новыми разделами и темами.
Электронный учебник по дисциплине «История педагогики и образования» представляет собой самостоятельное мультимедийное средство обучения и обладает отличительными особенностями:
- 
	целостностью изложения учебного материала по данной дисциплине;
- 
	возможностью использования его в качестве самостоятельного средства обучения.
Представленный электронный учебник позволяет:
- 
	раскрыть ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития;
- 
	рассмотреть основные авторские педагогические системы прошлого;
- 
	проанализировать образовательные системы разных исторических эпох в России и за рубежом;
- 
	оценить результаты основных реформ образовательной политики в Новое и Новейшее время в России и за рубежом.
За основу разработки электронного учебника взят гипертекст. В основе гипертекста лежит расширенная модель энциклопедии - средства информационной поддержки образования. Электронный учебник «История педагогики и образования» содержит большое количество иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм.
Содержание учебника включает:
- 
	лекции по предложенным для изучения темам;
- 
	задания для семинарских занятий;
- 
	темы рефератов;
- 
	темы курсовых работ;
- 
	блок «Тестирование».
Каждая лекция начинается с плана и списка рекомендуемой литературы. Пункты плана оформлены в виде гиперссылок, что позволяет осуществлять быстрый переход к необходимому блоку лекционного материала.
 
Рис. 1. Фрагмент страницы учебника
Задания для семинарских занятий включают вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения, а также, в случае необходимости, методические рекомендации (например, задание «написать эссе» сопровождается методическими рекомендациями по его на- писанию).
Блок «Тестирование» позволяет осуществить контроль полученных знаний и содержит:
- модуль «Тестовые задания по курсу «История образования» (персоналии)»;
- модуль «Тестовые задания по курсу «История образования» (определяющие осведомленность в педагогических фактах, событиях)»;
- банк вопросов к модулям;
- базу данных «Статистика», в которой фиксируются:
- фамилия, имя, отчество студента;
- дата и время прохождения тестирования;
- номер группы;
- название модуля;
- номера вопросов, на которые были даны неправильные ответы;
- итоговая оценка.
Поле «Неправильные ответы» позволяет преподавателю легко определить темы, которые вызвали затруднение при изучении.
 
Рис. 2. База данных «Статистика»
Вход в тестовую программу осуществляется на двух уровнях:
- 
	для прохождения тестирования (для студентов);
- 
	для администратора /преподавателя.
Преподаватели могут:
- 
	редактировать существующий банк вопросов;
- 
	создавать новые модули;
- 
	просматривать базу «Статистика» с текущими результатами, а также очищать ее по завершению работы с курсом.
Для получения конкретных практических результатов эффективности использования электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования» нами было проведено следующее экспериментальное исследование.
 
Рис. 3. Окно администрирования блока «Тестирование»
Контрольная группа студентов 3-го курса (специальность: Профессиональное обучение) изучала дисциплину с использованием традиционных средств и форм обучения. Экспериментальная группа студентов 3-го курса (специальность: Информатика) использовала в процессе обучения разработанный нами учебник.
Список студентов, принимавших участие в эксперименте
| Специальность: «Профессиональное обучение» | Специальность: «Информатика» | 
| 1. Анцибор Маргарита Александровна | 1. Бахманов Руслан Намигович | 
| 2. Астахова Анастасия Владиславовна | 2. Борк Юлия Андреевна | 
| 3. Голубова Алла Анатольевна | 3. Вереникин Дмитрий Юрьевич | 
| 4. Гордиенко Анна Александровна | 4. Волков Александр Игоревич | 
| 5. Миусская Светлана Викторовна | 5. Евланова Анастасия Александровна | 
| 6. Поленцова Анжелика Геннадьевна | 6. Ефремочкина Екатерина Александровна | 
| 7. Потапова Лилия Сергеевна | 7. Захаров Олег Игоревич | 
| 8. Сиденкова Юлия Игоревна | 8. Зубкова Анастасия Михайловна | 
| 9. Симонов Руслан Николаевич | 9. Иванова Анна Андреевна | 
| 10. Снежко Наталья Вячеславовна | 10. Каплунов Тимофей Геннадьевич | 
| 11. Солодовник Юлия Викторовна | 11. Клименко Николай Николаевич | 
| 12. Солонченко Оксана Геннадьевна | 12. Коненко Александр Васильевич | 
| 13. Стрельникова Ольга Владимировна | 13. Кононов Давид Николаевич | 
| 14. Чепоруха Карина Сергеевна | 14. Кревсун Александр Сергеевич | 
| 15. Шестопалова Мария Викторовна | 15. Рычков Артем Олегович | 
Контроль уровня освоения содержания дисциплины обе группы проходили с использованием блока «Тестирование».
В итоге нами были получены следующие результаты:
 
Рис. 4. Результаты эксперимента
Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникационных технологий, в частности электронных мультимедийных учебников, повышает эффективность процесса обучения, делает его интересным, побуждает студентов к самостоятельному поиску дополнительной информации.
Список литературы
- 
	Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. - Астрахань, ООО «ЦНТЭП», 2003. - С. 364.
- 
	Стеценко И.А. История образования и педагогической мысли. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2003.
- 
	Стеценко И.А., Корниенко О.А. Электронный учебник как средство формирования готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности // Психолого-педагогические основы формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: Сб. ст. междунар. научно-практическая конференция. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008.
- 
	Стеценко И.А. Тестовые задания по курсу «Философия и история образования» Методические рекомендации - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999.
- 
	Теория и практика создания образовательных электронных изданий. - М.: Изд-во РУДН, 2003.
- Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. - 2000. -№ 2. - С. 70-77.
Библиографическая ссылка
Стеценко И.А., Середа Д.Н., Ящук Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ») // Успехи современного естествознания. 2012. № 9. С. 83-87;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30692 (дата обращения: 31.10.2025).



