Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЫЛИ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Цыганков Д.А. 1 Григорьева М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет» Новосибирск
Строительство, реконструкция и эксплуатация автодорог связаны с оказанием воздействия на окружающую среду. При этом изменению подвергаются все составляющие ее элементы – воздух, вода и земли. Цель исследования заключалась в проведении процедуры оценки воздействия на окружающую среду, оказываемого реконструкцией и последующей эксплуатацией 12-километрового участка автодороги Кемерово – Анжеро-Судженск. Расчет интенсивности поступления и приземных концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде выполнен посредством программного обеспечения «Эра». Контроль величин полученных расчетом концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде осуществлялся посредством натурных измерений одноканальным аспиратором «Бриз». Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления измерялись с помощью универсального многофункционального устройства, включавшего в себя шумомер, люксметр, термометр и гигрометр. Путем сопоставления расчетного и экспериментального уровней загрязнения воздушной среды было определено, что сократить воздействие на нее возможно путем замены дизельной электростанции на подключение потребителей к линии электропередач, а также обработки перемещаемых грунтов измельченными или чешуйчатыми по структуре хлоридами. Полученные результаты основаны на количественном и качественном анализе интенсивности поступления и концентраций загрязнителей в воздушной, водной и земельной средах, формирующихся в период выполнения строительно-монтажных работ и эксплуатации реконструированного участка автодороги. Внедрение рекомендаций по профилактике выделения пыли позволило сократить загрязнение атмосферы в период ведения строительно-монтажных работ по реконструкции участка автодороги и связанные с ним природоохранные платежи. Результаты анализа особенностей использования водной среды и земельных ресурсов при реконструкции и эксплуатации участка автодороги говорят об отсутствии их сверхнормативного загрязнения. Порядок образования, а также временного накопления отходов производственной и хозяйственно-бытовой деятельности работников, предусматривающий их передачу специализированной организации для дальнейшего обращения, гарантирует их минимальное воздействие на окружающую среду в пределах рассматриваемого участка автодороги.
оценка воздействия
окружающая среда
профилактика
загрязнение
реконструкция
эксплуатация
1. Колесников Е.Ю. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2023. 471 с.
2. МРР-2017. Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. М.: ГАУ НИАЦ, 2017. 73 с.
3. РД 52.24.643-2002. Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям. М.: ЦКБ ГМП, 2003. 26 с.
4. СП 126.13330.2017. Геодезические работы в строительстве. М.: Стандартинформ, 2018. 58 с.
5. СанПиН 1.2.3685-21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. М.: Эксмо, 2021. 143 с.
6. СП 30.13330.2016. Внутренний водопровод и канализация зданий. М.: Стандартинформ, 2017. 93 с.
7. Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства. М.: Юрайт, 2024. 401 с.
8. Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=449752 (дата обращения: 10.02.2025)

Введение

Реконструкция автодорог связана с оказанием временного воздействия на окружающую среду. Изменение компонентов окружающей среды при ведении строительно-монтажных работ (СМР) выражается в загрязнении атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ, а также физическом воздействии на него шумом и вибрацией. Одновременно с этим воздействие на земли оказывается путем перемещения и уплотнения грунтов, а также занятия площадей под размещение строительной техники, помещений для работников, материалов, изделий, конструкций и площадки для накопления и временного удерживания отходов. При эксплуатации реконструированных участков автодорог происходит загрязнение атмосферного воздуха выбросами пыли, газов и шумом при движении автотранспорта. При этом происходит изменение направлений естественного стока воды, вызванное трансформацией рельефа, связанной с планированием поверхности участка, предназначенного для выполнения СМР. Это обусловливает необходимость проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при реконструкции автодорог и разработки мероприятий по его снижению [1, с. 12].

Цель исследования заключалась в проведении процедуры оценки воздействия на окружающую среду, оказываемого реконструкцией и эксплуатацией 12-километрового участка автодороги Кемерово – Анжеро-Судженск.

Материалы и методы исследования

Данными для проведения ОВОС послужили результаты анализа всех видов и объемов СМР, выполняемых в период реконструкции участка автодороги, а также связанных с ними загрязнений окружающей среды. При этом учитывались нормативные требования к геометрическим параметрам автодороги, предусматривающие расчетную скорость движения 80 км/ч с целью обеспечения безопасности движения автотранспорта при ее эксплуатации. Расчет интенсивности выбросов, сбросов и концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде проводился с использованием программного обеспечения «Эра», разработанного научно-производственным предприятием «Логос-Плюс» (г. Новосибирск) с учетом рекомендаций [2, 3]. Экспериментальная проверка концентраций загрязняющих веществ в воздухе осуществлялась с помощью аспиратора «Бриз», а измерение эквивалентных и максимальных уровней звукового давления посредством шумомера, встроенного в универсальное многофункциональное устройство PCE-EM882 по стандартным методикам.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассматриваемый участок находится в пределах автодороги Кемерово – Анжеро-Судженск и представляет собой отдельный участок длиной 12 км (47–59 км), который проходит через населенные пункты, характеризующиеся качеством окружающей среды с нормируемыми показателями. Ближайшая застройка представлена одноэтажными жилыми домами, а наименьшее расстояние от них до границ исследуемого участка составляет 450 м (пос. Сосновка, 50 км), 120 м (пос. Арсентьевка, 52 км) и 80 м (пос. Ровенский, 59 км).

В подготовительный период выполняется восстановление и закрепление полосы отвода в соответствии с требованиями [4]. Технология ведения СМР предусматривает ликвидацию имеющихся дорожных знаков, а также сигнальных столбов и железобетонных водопропускных труб с вывозом на полигон твердых бытовых отходов. Конструкции дорожного полотна имеют толщину 0,6 м, ширина проезжей части составляет 6 м, а ее уклон – 15‰. Работы по укреплению обочин с уклоном 35‰ предусматривают применение щебеночно-песчаной смеси С-11, укладываемой слоем толщиной 0,12 м.

В период производства СМР воздействие на воздушную среду будет носить локальный и ограниченный по времени характер. Расчет количества выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ произведен с применением программного обеспечения «Эра» (табл. 1).

В период эксплуатации восстановленного участка автодороги воздействие на атмосферу будет носить постоянный характер и проявляться в виде его загрязнения выбросами автотранспорта (табл. 2).

Уровень воздействия проводимых СМР на состояние поверхностных, а также подземных природных водных объектов зависит от режима потребления чистой воды и условий отведения ее стока.

Таблица 1

Воздействие на воздушную среду в период проведения реконструкции участка автодороги

Загрязняющее

вещество

Критерий оценки

Значение

критерия, мг/м3

Загрязнение воздуха,

доли ПДК

Класс опасности

Суммарный выброс, т/г

1

Железа оксид в пересчете на железо

ПДКсс

0,040

0,750

3

0,005725

2

Марганец в пересчете на марганца (IV) оксид

ПДКмр

0,010

0,784

2

0,000192

3

Азота (IV) оксид

ПДКмр

0,200

1,252

3

2,556956

4

Азота (II) оксид

ПДКмр

0,400

1,122

3

0,423987

5

Углерод (сажа)

ПДКмр

0,150

1,306

3

0,440996

6

Сера диоксид

ПДКмр

0,500

1,020

3

0,307918

7

Дигидросульфид

ПДКмр

0,008

0,758

2

0,000057

8

Углерода (II) оксид

ПДКмр

5,000

0,112

4

2,771052

9

Диметилбензол

ПДКмр

0,200

0,788

3

0,020250

10

Бенз-α-пирен

ПДКсс

0,000001

0,885

1

0,000001

11

Хлорэтэн

ПДКсс

0,040

0,756

4

0,000006

12

Формальдегид

ПДКмр

0,050

0,904

2

0,007968

13

Бензин

ПДКмр

5,000

0,686

4

0,022279

14

Керосин

ОБУВ

1,200

1,214

0,786245

15

Уайт-спирит

ОБУВ

1,000

0,512

0,020250

16

Алканы С12–С19 в пересчете на С

ПДКмр

1,000

0,568

4

1,327409

17

Взвешенные вещества

ПДКмр

0,500

0,722

3

0,005940

18

Пыль неорганическая 70–20 % SiO2

ПДКмр

0,300

1,425

3

0,902817

Примечание: ПДКсс – предельные допустимые концентрации, среднесуточные; ПДКмр – предельные допустимые концентрации, максимальные разовые; ОБУВ – ориентировочные безопасные уровни воздействия.

Источник: составлено авторами по результатам расчета программным комплексом «Эра».

Таблица 2

Воздействие на воздушную среду в период эксплуатации участка автодороги

Загрязняющее

вещество

Критерий оценки

Значение

критерия, мг/м3

Загрязнение

воздуха,

доли ПДК

Класс

опасности

Суммарный

выброс, т/г

1

Азота (IV) оксид

ПДКмр

0,200

1,312

3

4,868354

2

Азота (II) оксид

ПДКмр

0,400

1,056

3

2,584326

3

Углерод (сажа)

ПДКмр

0,150

1,228

3

0,960512

4

Углерода (IV) оксид

ПДКмр

5,000

1,412

4

5,486596

5

Бензин

ПДКмр

5,000

1,236

4

0,044656

6

Сера диоксид

ПДКмр

0,540

1,128

3

0,726314

Примечание: как в табл. 1.

Источник: составлено авторами по результатам расчета программным комплексом «Эра».

В пределах строительной площадки емкости для хранения воды устанавливаются на возвышенностях, а качество находящейся в них воды соответствует рекомендациям [5]. Вода для питья хранится в специально отведенных помещениях и подвозится с частотой один раз в трое суток. Согласно действующим правилам запас воды регулярно обновляется, необходимое количество принимается равным 25 л на человека в сутки, включая 3,5 л питьевого качества [6]. Использованная вода собирается в пластиковые баки объемом 10 м3 с последующим вывозом автотранспортом.

Техническая вода, предназначенная для использования в ходе выполнения основных видов СМР, расходуется в полном объеме.

Собираемые ливневые стоки направляются в водоприемные решетки по двухслойным полиэтиленовым трубам, предусматривается их последующее отведение на очистные сооружения. Для реконструируемого участка предусматриваются шесть накопительных резервуаров объемом 500 м3.

Категории земель в результате реконструкции участка автодороги не изменятся. Воздействие на земельную среду будет производиться посредством ведения СМР и выражаться в виде физического разрушения поверхности при ее планировании, а также загрязнения воздуха выбросами двигателей внутреннего сгорания строительной техники и пылью от ведения работ по перемещению грунта. Токсичные вещества будут проникать в почвенные слои посредством своего оседания под действием атмосферных осадков [7, с. 32].

Для периода строительства были проведены измерения уровней эквивалентного и максимального звукового давления. При использовании в качестве шумомера универсальный прибор PCE-EM882 позволяет измерять уровни звукового давления в диапазоне 35–130 дБ, будучи отнесенным ко второму (профессиональному) классу оборудования, разрешенному к применению в производственных условиях. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Уровни звукового давления в пределах территории строительства

Эквивалентные, дБ

Максимальные, дБ

Измеренный

ПДУ

Измеренный

ПДУ

1

47,8

55

53,4

70

2

45,6

55

49,8

70

3

48,3

55

56,3

70

4

49,4

55

55,7

70

5

47,3

55

52,6

70

6

46,2

55

53,0

70

7

48,4

55

54,3

70

8

47,8

55

52,6

70

9

49,3

55

54,5

70

10

46,6

55

52,8

70

11

47,5

55

53,4

70

12

45,3

55

51,8

70

13

48,2

55

55,1

70

14

46,8

55

53,5

70

15

44,7

55

49,8

70

16

48,3

55

54,2

70

17

46,8

55

53,5

70

18

48,3

55

54,7

70

19

45,7

55

52,4

70

20

47,3

55

53,8

70

Примечание: ПДУ – предельные допустимые уровни.

Источник: составлено авторами по результатам натурных измерений универсальным прибором PCE-EM882.

Поскольку характер исследуемого шума являлся проникающим, микрофон шумомера во время измерений ориентировался лицевой частью вверх перпендикулярно поверхности земли, а техник, проводивший измерения, располагался на расстоянии 0,5 м от него. Для выполнения измерений эквивалентного и максимального уровней звукового давления выбирались характерные участки реконструируемой дороги (подъемы, спуски, повороты и ровные поверхности), на каждом из которых проводились измерения в трех или четырех точках. Количество точек принималось в зависимости от длины участков, а измерения в каждой из них проводились до тех пор, пока в течение 30 с исследуемые уровни звукового давления не изменялись на величину более чем 0,5 дБ. Во всех контрольных точках эквивалентные и максимальные уровни звукового давления не превысили своих предельно допустимых значений (табл. 3).

При общестроительных работах образуются такие виды отходов, как лом бетонных изделий, а также отходы бетона в кусковой форме, нефтяного битума, древесины, цемента и металлов. Дополнительно к этому образуется мусор от бытовых помещений, исключая крупногабаритный.

При использовании лакокрасочных материалов: эмалей, лаков и грунтовок – образуются отходы в виде загрязненной ими полиэтиленовой тары, а при монтажных работах, проводимых в ходе обустройства коммуникаций, – отходы изоляции проводов и кабелей.

При техническом обслуживании строительных машин образуется непригодный для повторного использования обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами, а при ведении сварочных работ – остатки электродов и сварочный шлак.

При ведении земляных работ образуется грунт, свободный от загрязнения токсичными веществами.

Затраты на охрану окружающей среды при реконструкции участка автодороги сводятся к платежам за выброс загрязняющих веществ в атмосферу и расходам по организации вывоза отходов 4 и 5 классов опасности с территории строительства. Расчет платежей за выброс загрязняющих веществ в атмосферу представлен в табл. 4 и соответствует [8].

Таблица 4

Платежи за выбросы загрязняющих веществ при реконструкции участка автодороги

Загрязняющее вещество

Ставка платы,

руб./т

Объем выбросов,

т/г

Платежи,

руб./г

1

Железа оксид в пересчете на железо

116,64

0,005725

0,67

2

Марганец в пересчете на марганца (IV) оксид

82,16

0,000192

0,02

3

Азота (IV) оксид

149,91

2,556956

383,31

4

Азота (II) оксид

100,98

0,423987

42,81

5

Углерод (сажа)

39,53

0,440996

17,43

6

Сера диоксид

49,03

0,307918

15,10

7

Дигидросульфид

125,14

0,000057

0,01

8

Углерода (II) оксид

1,73

2,771052

4,79

9

Диметилбензол

1969,49

0,020250

39,88

10

Бенз-α-пирен

5910806,19

0,000001

5,91

11

Хлорэтэн

238,54

0,000006

0,01

12

Формальдегид

1969,49

0,007968

15,69

13

Бензин

3,46

0,022279

0,08

14

Керосин

7,24

0,786245

5,69

15

Уайт-спирит

108,54

0,020250

2,20

16

Алканы С12-С19 в пересчете на С

741,09

1,327409

983,73

17

Взвешенные вещества

12,46

0,005940

0,07

18

Пыль неорганическая SiO2 70-20 %

7,24

0,902817

6,54

Источник: составлено авторами по рекомендациям [8].

Таблица 5

Платежи по организации обращения с отходами производства при реконструкции участка автодороги

Отходы

Ставка платы, руб./т

Объем отходов, т/г

Платежи, руб./г

4 класс

716,26

125,1

89604,13

5 класс

18,68

12,8

239,1

Всего:

137,9

89843,23

Источник: составлено авторами по рекомендациям [8].

Расчет платежей по организации обращения с отходами производства представлен в табл. 5 [8].

С целью снижения воздействия СМР на окружающую среду предлагается заменить использование передвижной дизельной электростанции (ДЭС-45) на подключение к действующей линии электропередач.

Расчетные уровни загрязнения воздушной среды при разгрузке автосамосвалов с пылящими строительными материалами, определенные с помощью программного обеспечения «Эра», составили 8 мг/м3, а при перемещении грунтов бульдозерами – 10 мг/м3, что значительно превышает максимальную разовую предельно допустимую концентрацию (ПДКмр) пыли неорганической SiO2 70–20 %, равную 0,3 мг/м3. В этой связи было принято решение применить дешевые составы, состоящие из дробленых или чешуйчатых по структуре горных пород (хлоридов – галита, сильвинита или карналлита) с расходом 0,7–1 кг/м2 обрабатываемой поверхности и сроком действия 25–40 сут для сокращения образования пыли при разгрузке автосамосвалов и перемещении грунтов бульдозерами. Поскольку СМР проводятся вне населенных пунктов, водоохранных зон и сельскохозяйственных угодий, то применение данных обеспыливающих составов будет разрешено.

Для контроля эффективности предлагаемых мероприятий на каждом из характерных участков ведения указанных видов СМР было выбрано по десять контрольных точек в которых, после обработки грунтов обеспыливающими составами, велись натурные замеры концентраций пыли неорганической SiO2 70–20 % с применением аспиратора «Бриз». Результаты представлены на рис. 1 и 2.

missing image file

Рис. 1. Эффективность обеспыливания при разгрузке автосамосвалов Источник: составлено авторами по результатам натурных измерений аспиратором «Бриз»

missing image file

Рис. 2. Эффективность обеспыливания при перемещении грунтов бульдозерами Источник: составлено авторами по результатам натурных измерений аспиратором «Бриз»

Практическое значение проделанной работы заключается в разработке профилактических мероприятий по снижению выделения пыли при проведении СМР по реконструкции участка автодороги. Полученные результаты могут быть полезны дорожно-строительным и дорожно-ремонтным предприятиям, занимающимся реконструкцией и эксплуатацией автодорог.

Выводы

1. По результатам выполненных исследований воздействие на воздушную среду в период строительства можно сократить за счет замены ДЭС-45 на подключение к линии электропередач и применения обработки пылящих строительных материалов измельченными или чешуйчатыми по структуре горными породами (хлоридами) при ведении работ по погрузке-разгрузке и перевалке земли. В результате этого выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократятся на 41,6 % (5,5 т/г), а платежи за ее загрязнение – на 878,45 руб./г.

2. В период эксплуатации восстановленного участка автодороги рекомендуется снизить скорость движения транспорта в пределах рассматриваемых населенных пунктов до 40 км/ч, что приведет к резкому сокращению выбросов токсичных веществ и снижению шумового воздействия на атмосферу.

3. В результате проведения восстановительных работ земельная и водная среды не будут затронуты, поскольку в ходе строительства не предполагается изъятие дополнительных земельных площадей, а водозабор и сброс стоков в природные водные объекты отсутствует.

4. Поскольку все образующиеся в ходе строительства отходы относятся к 4 и 5 классу опасности (малоопасные) и передаются специализированной организации для дальнейшего обращения в виде размещения на полигоне твердых бытовых отходов, то их временное воздействие на окружающую среду в пределах рассматриваемого участка автодороги будет значительно сокращено.


Библиографическая ссылка

Цыганков Д.А., Григорьева М.А. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫДЕЛЕНИЯ ПЫЛИ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ // Успехи современного естествознания. 2025. № 3. С. 36-42;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38380 (дата обращения: 24.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/use.38380