Введение
В современных условиях, когда Россия проводит политику импортозамещения, модель дуальной экономики становится особенно актуальной, поскольку она делает упор на использование внутренних ресурсов. Теория дуальной экономики подчеркивает, что устойчивое развитие возможно только при эффективном использовании внутренних резервов, что особенно важно в условиях санкционного давления [1-3]. Рассмотрение ключевых концепций дуальной экономики в работах экономистов позволяет лучше понять механизмы перераспределения ресурсов, что особенно актуально для современной России (табл. 1).
Таблица 1
Эволюция теории дуальной экономики: основные авторы и их вклад
Автор |
Вклад в теорию дуальной экономики |
У. Льюис |
Заложил основы концепции дуальной экономики. Описал динамическое перемещение ресурсов из традиционного (аграрного) сектора в современный (промышленный). В аграрном секторе заработная плата определяется средним продуктом труда, в промышленном – предельным продуктом. Модель обосновывает использование трудоемких технологий |
Дж. Фей и Г. Ранис |
Рассмотрели дуализм рынков (товаров, труда, финансов). Сбережения аграрного сектора могут инвестироваться в промышленность. Межсекторный обмен – ключевое условие развития. Сближение условий труда и зарплат сокращает дуализм |
Д. Йоргенсон |
Исследовал влияние накопления капитала и технологического прогресса. Технический прогресс связан с инвестициями в обновление капитала |
У. Леле и Дж. Меллор |
Подчеркивали важность развития сельского хозяйства до или параллельно с индустриализацией для обеспечения внутренними ресурсами |
Дж. Харрис и М. Тодаро |
Объяснили миграцию из села в город, несмотря на городскую безработицу, через различия в ожидаемых доходах |
Х. Озава |
Расширил модель Льюиса, выделив сектора инвестиционных и потребительских товаров. Ввел норму сбережений как эндогенную переменную, что повлияло на исследования экономического роста |
Источник: составлено на основе [4-8].
Таблица 2
Основные показатели экономического благосостояния населения республик Алтай, Тыва и Хакасия в 2016-2023 гг.
Регион |
ВРП на душу населения, тыс. руб. |
|||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Республика Алтай |
225,3 |
229,4 |
256,2 |
270,3 |
297,5 |
353,2 |
425,1 |
514,0 |
Республика Тыва |
181,9 |
201,9 |
226,4 |
241,5 |
247,8 |
273,2 |
320,4 |
363,2 |
Республика Хакасия |
385,1 |
403,7 |
448,7 |
475,6 |
495,5 |
589,7 |
650,6 |
715,3 |
|
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения, тыс. руб. |
|||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Республика Алтай |
210,1 |
220,5 |
246,5 |
265,2 |
290,4 |
332,8 |
404,1 |
452,6 |
Республика Тыва |
153,5 |
160,3 |
174,3 |
196,3 |
210,9 |
231,1 |
283,4 |
337,6 |
Республика Хакасия |
244,2 |
255,6 |
274,5 |
285,6 |
305,4 |
341,8 |
377,8 |
437,4 |
Источник: Статистический ежегодник Республики Тыва 2024: Стат. сб./Красноярскстат. Красноярск, 2024. 339 с.
В экономической теории дуализм отражает устойчивое сосуществование двух разнородных экономических систем в рамках единого хозяйственного пространства [9-11], проявляющееся в резких контрастах технологического развития, форм организации занятости и уровня производительности с соответствующим разрывом в доходах. Республика демонстрирует уникальную дуальную экономику, где современные рыночные институты в городах соседствуют с традиционным сельским укладом, создавая резкий разрыв в доходах между городским и сельским населением. Федеральные трансферты поддерживают современный сектор [12], в то время как традиционная экономика сохраняется благодаря многовековым практикам выживания, что приводит к парадоксу – официальный рост показателей не отражает реального положения значительной части населения, живущей в бедности за счет натурального хозяйства и взаимопомощи [13; 14].
Цель исследования – анализ дуальной экономики Тывы, оценка зависимости от федеральных трансфертов и традиционного сектора, а также разработка мер по снижению структурных диспропорций.
Материал и методы исследования
Исследование основано на анализе официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и региональных органов власти за 2016-2024 гг.
Использованы методы сравнительного анализа и структурный анализ валового регионального продукта.
Результаты исследования и их обсуждение
Для комплексной оценки экономического развития регионов и выявления межрегиональных диспропорций целесообразно начать с анализа динамики ВРП на душу населения, который служит ключевым индикатором уровня экономического благополучия территорий (табл. 2).
Таблица 3
Показатели комплексной оценки экономического развития за 2023 г.
Показатели |
Тыва |
1. Показатели доходов и потребления |
|
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. |
28 934 |
Величина прожиточного минимума, руб. |
14 519 |
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % |
23,5 |
Потребительские расходы на душу населения, руб. |
22 219 |
Коэффициент фондов (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных), раз |
13 |
2. Индикаторы рынка труда |
|
Уровень безработицы, % |
6,6 |
Уровень экономической активности населения, % |
54 |
Соотношение формальной и неформальной занятости: |
|
II квартал 2022 г., доля неформальной занятости, % |
34,7 |
среднегодовая численность занятых, чел. (2022 г.) |
111 200 |
на 100 формально занятых приходится ~53 неформально занятых |
53 |
Индекс потребительских цен (ИПЦ), % |
109,9 |
Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. |
57 793 |
Среднемесячная реальная заработная плата, руб. |
52 586,9 |
3. Производственные и инвестиционные показатели |
|
Объем промышленного производства на душу населения, руб. |
81 004,4 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. |
75 191 |
Доля обрабатывающих производств в ВРП, % |
0,7 |
Производительность труда по основным отраслям, тыс. руб./чел.: |
|
добыча полезных ископаемых |
8 819,0 |
обрабатывающие производства |
544,1 |
сельское хозяйство |
1 164,9 |
4. Социально-демографические параметры |
|
Ожидаемая продолжительность жизни, число лет |
66,6 |
Миграционный прирост/убыль населения, чел. |
-2 492 |
Уровень урбанизации, % |
55,3 |
5. Специфические для дуальной экономики показатели |
|
Доля натурального хозяйства в потреблении домохозяйств, % |
80% (ЛПХ*) |
Уровень монетизации сельской экономики |
20% |
Доступ к финансовым услугам в сельской местности (Россельхозбанк – 13 ед. банкоматов, Сбербанк – 7 ед. банкоматов) |
20 ед. на 150 770 чел. (1 банкомат на 7539 чел.) |
Примечание: * – личные подсобные хозяйства.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с.
Хакасия лидирует по ВРП (715,3 тыс. руб. в 2023 г.), почти вдвое опережая Тыву (363,2 тыс. руб.), но разрыв в потреблении меньше (437,4 тыс. руб. против 337,6 тыс. руб.), что указывает на более равномерное распределение доходов в Хакасии и высокую зависимость Тывы от федеральных трансфертов. В Республике Алтай наблюдается сбалансированный рост ВРП (514,0 тыс. руб.) и потребления (452,6 тыс. руб.), что может свидетельствовать об увеличении инвестиционной активности. Тыва особенно пострадала в 2020 г., показав минимальный прирост ВРП при стабильном росте потребления, что подчеркивает ее уязвимость к внешним шокам и зависимость от бюджетной поддержки. Высокая зависимость Тывы от трансфертов, где ВРП почти полностью расходуется на текущее потребление, ограничивает возможности развития, создавая риски долгосрочной «ловушки дотационности» без диверсификации экономики. Помимо ВРП на душу населения, для комплексной оценки экономического развития Тывы проанализировали взаимосвязанные показатели, сгруппированные следующим образом (табл. 3).
Республика Тыва демонстрирует глубокую социально-экономическую дифференциацию: низкие доходы (28 934 руб.) и высокая бедность (23,5%) сочетаются с резким расслоением (коэффициент фондов 13 раз) и значительной неформальной занятостью (34,7%), особенно в сельской местности, где преобладает натуральное хозяйство при ограниченной монетизации экономики (20%). Зависимость от трансфертов усугубляется слабостью обрабатывающего сектора (0,7% ВРП), низкими инвестициями (75 191 руб./чел.) и демографическими рисками (миграционная убыль, продолжительность жизни 66,6 года, при среднероссийской – 73,41 года), при этом формально низкая безработица (6,6%) скрывает массовый отток населения из официальной экономики, особенно в сельских районах с занятостью всего 44,6%. Значительный разрыв между городскими (57,8%) и сельскими (49,2%) показателями участия в рабочей силе отражает структурные проблемы рынка труда – нехватку вакансий, несоответствие квалификации и низкие зарплаты, выталкивающие население в неформальный сектор или за пределы региона. Эта ситуация создает порочный круг: слабая экономика не генерирует достаточные рабочие места → сокращается налогооблагаемая база → ухудшаются условия на рынке труда, особенно в сельской местности, где отсутствуют альтернативы традиционным видам деятельности. Этот замкнутый круг наглядно иллюстрируется данными о возрастной дифференциации занятости в таблице 4, где особенно заметно снижение экономической активности среди молодежи и предпенсионного населения, усугубляющее структурные дисбалансы рынка труда.
Анализ занятости в Тыве за 2023 г. выявляет ключевые диспропорции: наибольшая занятость наблюдается в группе 40–49 лет (74,5%), но даже здесь высока доля экономически неактивных, что указывает на скрытую безработицу, тогда как молодежь 15–19 лет (2,3% занятости) и группы 20–29 лет (48,9%) сталкиваются с трудностями трудоустройства из-за несоответствия квалификации и спроса на рынке труда.
Таблица 4
Занятость и экономическая активность населения Тывы по возрастным группам в 2023 г.
Возраст, лет |
Распределение численности населения по возрастным группам, чел. |
Уровень занятости населения по возрастным группам, % |
Занятое население по возрастным группам, чел. |
Неактивное население, чел. |
Состав безработных по возрастным группам, % |
15-19 |
27945 |
2,3 |
643 |
27302 (97,7%) |
0,6 |
20-29 |
41504 |
48,9 |
20295 |
21209 (51,1%) |
27,4 |
30-39 |
51738 |
69,6 |
36010 |
15728 (30,4%) |
39,0 |
40-49 |
43507 |
74,5 |
32413 |
11094 (25,5%) |
26,7 |
50-59 |
34953 |
59,1 |
20657 |
14296 (40,9%) |
6,4 |
60-69 |
22721 |
18,5 |
4203 |
18518 (81,5%) |
- |
70 и старше |
11288 |
5,4 |
610 |
10678 (94,6%) |
- |
Примечание: «-» – нет данных.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника по региону Республика Тыва, руб.
В возрастной категории 30–39 лет (69,6% занятости) сосредоточено 39% безработных, что связано с сезонностью и нехваткой рабочих мест, а снижение занятости после 50 лет (59,1% в 50–59 лет, 18,5% в 60–69 лет) отражает ранний выход на пенсию и ограниченные возможности трудоустройства для старшего поколения. Общая структура безработицы (93,1% безработных – возраст 20–49 лет) свидетельствует о системных проблемах, включая нехватку качественных рабочих мест, низкие зарплаты и слабую поддержку малого бизнеса, особенно в сельской местности, где преобладает неформальная занятость. Низкий уровень участия в рабочей силе (54%) подтверждает, что почти половина трудоспособного населения исключена из официальной экономики, что требует мер по созданию новых рабочих мест, переобучению и развитию предпринимательства в несырьевых секторах.
Особенности дуальной экономики Республики Тыва. В Республике Тыва дуализм и дуальная экономика проявляются в уникальных формах, сочетающих традиционные уклады с современными промышленными секторами. Дуальность экономики Тывы проявляется в глубоком и устойчивом разделении на два разнородных сектора, каждый из которых функционирует по собственной логике, но при этом взаимосвязан с другим. В современном (формальном) секторе доминируют государственные учреждения, бюджетная сфера и ограниченное число промышленных предприятий (преимущественно горнодобывающие и энергетические), которые интегрированы в общероссийскую экономическую систему и зависят от федеральных трансфертов. Этот сектор обеспечивает относительно высокие зарплаты, но охватывает меньшую часть населения, сосредоточенного в городах, особенно в Кызыле (рисунок).
Анализ данных показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата в Республике Тыва за 2020-2024 гг. выросла на 53,1% в среднем по всем отраслям, достигнув 67 541,2 руб., при этом наиболее значительный рост наблюдался в сельском хозяйстве (на 98,4% до 31 080,5 руб.), которое остается самым низкооплачиваемым сектором, тогда как добывающие отрасли демонстрируют как наибольшие абсолютные значения заработных плат (163 851 руб. в добыче металлических руд и 118 481 руб. в добыче угля), так и высокие темпы роста (178,1% и 176,9% соответственно), что подчеркивает сохраняющуюся сырьевую специализацию региона с выраженной дифференциацией доходов между отраслями. Анализ зарплат за 2023 г. выявляет резкие территориальные диспропорции: максимальные показатели в Тере-Хольском (89 216,7 руб.) и Тоджинском (84 196,8 руб.) кожуунах связаны с добывающей промышленностью, тогда как минимальные значения в Тес-Хемском (39 408 руб.) и Бай-Тайгинском (39 736,3 руб.) районах отражают преобладание низкодоходного сельского хозяйства, создавая разрыв до 2,3 раза между столицей (69 128,2 руб.) и отдаленными территориями.
Традиционный сектор в сельской местности, основанный на натуральном хозяйстве и бартере, остается вне официальной статистики, усугубляя неравенство между современными и традиционными формами экономической деятельности. Ключевая особенность этой дуальности – минимальное взаимопроникновение секторов: денежные потоки из бюджетной сферы и промышленности слабо стимулируют развитие сельских территорий, а традиционные хозяйственные практики почти не вовлечены в формальную экономику. Это приводит к парадоксальной ситуации, когда статистический рост ВРП (обеспечиваемый госсектором и добывающей промышленностью) не снижает высокий уровень бедности, так как значительная часть населения остается в «тени» или зависит от натурального производства. Дополнительную сложность создает географическая и инфраструктурная изолированность сельских районов, где слабая транспортная связность и отсутствие перерабатывающих предприятий ограничивают возможности коммерциализации традиционного хозяйства. В результате даже потенциально доходные отрасли, такие как мясное скотоводство или производство экопродукции, остаются малорентабельными из-за логистических издержек и отсутствия рыночных каналов сбыта. При этом социокультурные факторы усиливают дуальность: для многих жителей, особенно старшего поколения, натуральное хозяйство – не просто экономическая необходимость, но и часть идентичности, что осложняет внедрение стандартных рыночных механизмов. Молодежь, напротив, стремится в города или уезжает из республики, что ведет к деградации сельских территорий без компенсирующего роста производительности в городской экономике. Республика Тыва демонстрирует яркий дуализм экономики, где традиционное кочевое животноводство в отдаленных районах (например, Тере-Хольский кожуун) соседствует с современной горнодобывающей промышленностью (артель «Ойна»), создавая сложную экономическую среду с резкими контрастами в уровне развития и доступности инфраструктуры. Частичное перераспределение трудовых ресурсов между секторами (32,5% тувинцев среди работников артели) пока не реализует полный потенциал из-за недостатка системных образовательных программ и требует развития социальной ответственности бизнеса через экологические и инфраструктурные проекты для смягчения структурных диспропорций [15; 16]. Для полноценного преодоления дуализма в Тыве требуется комплексный подход, сочетающий инициативы бизнеса с государственной поддержкой, включая расширение программ профессионального образования и введение стимулов для предприятий, готовых инвестировать в подготовку местных кадров. Опыт артели «Ойна» показывает, что локальные модели дуальной экономики могут быть эффективными, когда бизнес берет на себя часть социальных функций, но для устойчивого развития необходимо создание системных условий на региональном уровне. При этом важно учитывать уникальные географические и культурные особенности республики [17], чтобы предлагаемые решения не только способствовали экономическому росту, но и сохраняли традиционный уклад жизни местного населения, находя баланс между модернизацией и сохранением идентичности.
Таким образом, в условиях дуальной экономики традиционные методы экономического роста (крупные инфраструктурные проекты, привлечение внешних инвестиций, развитие промышленного сектора, субсидирование бизнеса) демонстрируют низкую эффективность. Дуальная экономика Тывы – это не просто сосуществование двух укладов, а системный дисбаланс, при котором слабая интеграция между секторами тормозит общее развитие региона, усугубляет неравенство и требует нестандартных решений, сочетающих экономические меры с учетом социокультурного контекста. В условиях, когда крупные инфраструктурные проекты и инвестиции в промышленность концентрируются преимущественно в Кызыле, сельские районы требуют принципиально иных механизмов поддержки, основанных на развитии местных форм кооперации и адаптации традиционных видов хозяйственной деятельности к современным условиям. Для обеспечения устойчивого развития Республики Тыва требуется комплекс мер, направленных на гармоничную интеграцию традиционного уклада в современную экономику. Ключевыми направлениями должны стать: создание перерабатывающих кооперативов для продукции животноводства с внедрением современных логистических решений; развитие этнотуризма и поддержка народных промыслов через специализированные маркетинговые программы; разработка гибких моделей занятости, позволяющих сочетать традиционную хозяйственную деятельность с участием в современных проектах. Критически важными являются создание цифровых платформ для дистанционной занятости и удаленной работы, что позволит интегрировать жителей удаленных районов в общероссийские и глобальные экономические процессы, а также развитие финансовой инфраструктуры (мобильный банкинг, микрофинансирование) для повышения уровня монетизации традиционного сектора и облегчения доступа к кредитным ресурсам для малого бизнеса и домохозяйств. Особое внимание следует уделить адаптации фискальной политики с учетом специфики натурального обмена и неформальной занятости, что позволит сохранить социальный капитал общин и предотвратить их дезинтеграцию. Такой сбалансированный подход, основанный на принципах взаимодополнения экономических укладов и уважения к социокультурным традициям, создаст условия для устойчивого роста региона при сохранении его уникальной идентичности.
Конфликт интересов
Благодарности
Финансирование
Библиографическая ссылка
Монгуш С.П. ДУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: ОЦЕНКА СТРУКТУРНЫХ ДИСБАЛАНСОВ // Успехи современного естествознания. 2025. № 9. С. 41-47;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38427 (дата обращения: 06.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/use.38427