Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,976

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В БЕЛОМ МОРЕ

Толстиков А.В. ORCID ID 0000-0002-7690-3404 1 Чернов И.А. 2
1 ФГБУН «Институт водных проблем Севера» Карельского НЦ РАН
2 ФГБУН «Институт прикладных математических исследований» Карельского НЦ РАН
Толстиков А.В. - разработка концепции, работа с данными, проведение исследования, научное руководство, валидация результатов, написание черновика рукописи, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Чернов И.А. - анализ данных, методология исследования, предоставление ресурсов, разработка программного обеспечения, валидация результатов, визуализация результатов
Утечки нефти и нефтепродуктов в морской среде представляют серьезную проблему для экосистем и экономики. Между тем отследить перемещение пятна загрязнителя в морской среде – задача трудная и ресурсоемкая, существующие для этого математические модели не учитывают многих параметров. Поэтому целью исследования стало моделирование переноса нефти и мазута в различных районах Белого моря в зависимости от сезона с помощью трехмерной численной модели JASMINE. Данный программный комплекс разработан авторами и предназначен для численного моделирования состояния Белого моря. Горизонтальная регулярная сетка модели около 3 км, шаг по времени 3 минуты, вертикальная сетка между горизонтами 5 или 10 м в зависимости от глубины. Граничные условия представляют собой тип излучения: втекающая вода имеет заданную соленость и температуру. Нефть задана как плавучая примесь, мазут – как трехмерная примесь. Было показано распространение пятна сырой нефти от портов Белого моря в течение одного года и нескольких лет. Выполнена имитация разлива мазута в Онежском заливе в сентябре 2003 г. Результаты сравнивались с доступными источниками данных. Согласно расчетам, нефтепродукты в Онежском заливе могут задерживаться почти на 5 лет. Подобная авария влияет на экосистемы всех районов Белого моря. При отсутствии информации ежесуточного распространения пятен загрязнителей в водоеме результаты моделирования могут быть востребованы органами власти, природоохранными организациями, портовыми службами. Таким образом, представление нефти как плавучей примеси, а мазута как трехмерной примеси при моделировании оправдано с точки зрения учета распространения этих видов загрязнителей в морской среде в зависимости от характера течений и ветровых условий.
моделирование примеси
Белое море
JASMINE
нефть
мазут
1. Бамбуляк А., Францен Б. Транспортировка нефти из Российской части Баренцева моря по состоянию на январь 2005 года // Отчет. Сванховд Экологический центр. 2005. 92 с. URL: https://www.nhm.uio.no/kunnskapsunivers/zoologi/fugl/ringmerking/PDF/OIl_Report_Russian_net.pdf (дата обращения: 28.08.2025).
2. Александрова А.Г., Александрова Н.В. Нефтяные загрязнения на морской поверхности (моря Западной Арктики) // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2023. Т. 9(19). Вып. 1. С. 221-231. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neftyanye-zagryazneniya-na-morskoy-poverhnosti-morya-zapadnoy-arktiki (дата обращения: 28.08.2025).
3. Зацепа С.Н., Ивченко А.А., Книжников А.Ю., Солбаков В.В. Подход к анализу гидрометеорологических условий, определяющих задержку в реагировании на морские разливы нефти в Арктической зоне Российской Федерации // Арктика: экология и экономика. 2023. Т. 13. № 3. С. 369-381. URL: http://arctica-ac.ru/article/647/ (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.25283/2223-4594-2023-3-369-381.
4. Bonvicini S., Bernardini G., Scarponi G. E., Cassina L., Collina A., Cozzani V. A methodology for Response Gap Analysis in offshore oil spill emergency management. Marine Pollution Bulletin. 2022. Vol. 174. Р. 113272. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35090267/ (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.1016/j.marpolbul.2021.113272.
5. Немировская И.А., Флинт М.В. Особенности поведения органических соединений в воде и донных осадках в Карском море во время схода сезонного льда // Океанология. 2022. Т. 62. № 1. С. 64–74. URL: https://sciencejournals.ru/view-article/?j=danzem&y=2021&v=498&n=1&a=DANZem2105012Nemirovskaya (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.31857/S0030157422010117.
6. Глязнецова Ю.С., Нимировская И.А., Флинт М.В. Изучение последствий аварийного разлива дизельного топлива в Норильске // Доклады Российской Академии наук. Науки о Земле. 2021. 501(1) С. 113-118. URL: https://sciencejournals.ru/view-article/?j=danzem&y=2021&v=501&n=1&a=DANZem2111005Glyazentsova (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.31857/S2686739721110050.
7. Немировская И. А., Храмцова А. В. Углеводороды в поверхностном микрослое и льдах Карского моря // Доклады Российской академии наук. Науки о Земле. 2023. T. 508. № 1. С. 44-49. EDN: GBIIHZ. URL: https://journals.rcsi.science/2686-7397/article/view/135711/113645 (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.31857/S2686739722601739.
8. Гончаров В.К. Исследование взаимодействия нефти с морским ледовым покровом // Прикладная механика и техническая физика. 2023. Т. 64. № 1. URL: https://www.sibran.ru/upload/iblock/4e0/4e067114a22d07e070477ba0f57a4bcd.pdf (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.15372/PMTF202215112.
9. Андрианов В.В., Лукин Л.Р., Лебедев А.А., Неверова Н.В. Долговременные последствия аварийного разлива нефтепродуктов в южной части Онежского залива Белого моря // Биология моря. 2016. Т. 42. № 3. С. 169–178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-avariynogo-razliva-nefteproduktov-v-yuzhnoy-chasti-onezhskogo-zaliva-belogo-morya (дата обращения: 28.08.2025).
10. Воробьева Т.Я., Неверова Н.В., Андрианов В.В. Оценка долговременных последствий загрязнения мазутом прибрежных сообществ в Онежском заливе Белого моря // Биология моря. 2020. Т. 46. № 3. С. 191-199. URL: https://new.ras.ru/upload/iblock/c24/xmalyszy1bwxg80phl9g93p7ei75wdj5.pdf (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.31857/S0134347520030122.
11. Совершенствование системы реагирования на аварийные разливы нефти и нефтепродуктов в арктических условиях для защиты особо чувствительных к нефтепродуктам прибрежных районов (на примере Баренцева и Белого морей) // Технический отчет. Т. 1. Мурманск: ООО «Рамболь Баренц». 2010. 218 с. URL: https://archive.iwlearn.org/npa-arctic.iwlearn.org/Documents/demos/new/rprts/models_whitesea-os.pdf (дата обращения: 28.08.2025).
12. Шильникова Е. А., Рослякова О.В. Процесс моделирования разложения нефтепродуктов в воде // Научные проблемы водного транспорта. 2023. № 75(2). DOI: 10.37890/jwt.vi75.380. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-modelirovaniya-razlozheniya-nefteproduktov-v-vode (дата обращения: 28.08.2025).
13. Шалымова А.Е., Исахов А.А. Численное моделирование распространения нефти и нефтепродуктов при аварийном разливе на водной поверхности // Вестник Казахстанско-Британского технического университета. 2024. 21(2) С. 139-151. URL: https://vestnik.kbtu.edu.kz/jour/article/view/1261 (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.55452/1998-6688-2024-21-2-139-151.
14. Чернов И.А., Толстиков А.В. Численное моделирование распространения пассивных примесей в Белом море // Теоретическая и прикладная экология. 2023. № 3. С. 21-27. URL: http://www.envjournal.ru/ari/v2023/v3/23302.pdf (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.25750/1995-4301-2023-3-021-027.
15. Chernov I., Lazzari P., Tolstikov A., Kravchishina M., Iakovlev N. Study Hydrodynamical and biogeochemical spatiotemporal variability in the White Sea: A modeling // Journal of Marine System. 2018. Vol. 187. P. 23-35. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0924796317300672. (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.1016/j.jmarsys.2018.06.006.
16. Яковлев Н.Г. О воспроизведении полей температуры и солености Северного Ледовитого океана // Известия РАН. 2012. ФАО. Т. 48. № 1. С. 100-116.
17. Meier H.E.M., Höglund A. Studying the Baltic Sea Circulation with Eulerian Tracers // Soomere T., Quak E. Preventive Methods for Coastal Protection. 2013. Springer, Heidelberg. P. 101-129. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-00440-2_4 (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.1007/978-3-319-00440-2_4.
18. Gent P.R., McWilliams J.C. Isopycnal mixing in ocean circulation models // Journal of Physical Oceanography. 1990. №20 (1). P. 150-155. URL: https://pordlabs.ucsd.edu/pcessi/theory2016/gent_mcwilliams_90.pdf (дата обращения: 28.08.2025).
19. The NOAA Physical Sciences Laboratory (PSL). NCEP-NCAR Reanalysis 1. [Электронный ресурс]. URL: https://psl.noaa.gov/data/gridded/data.ncep.reanalysis.html (дата обращения: 28.08.25).
20. Толстиков А.В., Филатов Н.Н., Богданова М.С., Литвиненко А.В., Карпечко В.А., Дерусова О.В., Балаганский А.Ф. Электронный атлас Белого моря и его водосбора // База данных. Свидетельство о государственной регистрации № 2017620252 от 01 марта 2017.
21. Глуховский Б.Х. Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР // Справочник «Проект «Моря СССР». Белое море. Т. II. Вып. 1. Гидрометеорологические условия. Л.: Гидрометеоиздат. 1991. 240 с.
22. Демиденко Н.А. Динамика взвешенного вещества и динамика седиментации в макроприливных эстуариях Мезени и Кулоя // Известия РАН. Серия географическая, 2022. T. 86. № 6. С. 1002-1022. EDN: OOMYUG. URL: https://sciencejournals.ru/view-article/?j=izvgeo&y=2022&v=86&n=6&a=IzvGeo2206004Demidenko (дата обращения: 28.08.2025). DOI: 10.31857/S2587556622060048.

Введение

В настоящее время при активном освоении ресурсов Арктики усиливается роль Северного морского и Беломорско-Балтийского водных путей, а соответственно, в планах их модернизации предусмотрено изменение береговой инфраструктуры для увеличения в будущем объемов перевозимых грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. Предполагается строительство новых нефтеналивных терминалов, повышение грузооборота. Что касается транспортировки мазута и нефти по Беломорско-Балтийскому водному пути, то в настоящее время она не осуществляется, хотя в начале ХХI в. такие работы выполнялись, и существовали проекты по ежегодному наращиванию объемов [1, с. 21]. Однако в дальнейшем от этих планов отказались. Безусловно, нефть и нефтепродукты – опасные загрязнители для моря и прибрежных экосистем [2; 3], однако в воде происходят их физические и химические изменения [4]: растекание, испарение, диспергирование, эмульгирование, растворение, окисление и т.д. Часть материала осаждается на дно, что-то попадает на берег [5; 6]. Лед также оказывает влияние на распространение нефтяного пятна, адсорбируя значительные объемы углеводородного загрязнения [7; 8]. Поэтому в различные сезоны года распространение нефти при одинаковых объемах будет отличаться.

К сожалению, в Белом море чаще всего отсутствуют документальные свидетельства поэтапного распространения пятна нефтепродуктов в зависимости от времени, либо доступны материалы эпизодических экспедиций в различных участках акватории, по которым достаточно трудно восстановить полную картину поведения загрязнителя. Наиболее хорошо документирован случай, произошедший в сентябре 2003 г. Тогда в Онежском заливе произошла утечка нефтепродуктов при аварии двух танкеров, и в море попало 54 т мазута [9]. Последствия для экосистем наблюдались в течение многих лет [10]. Также известно об аварийных разливах нефти в других районах моря, например у порта Витино (вершина Кандалакшского залива) [1, с. 35]. Порты Белого моря участвуют в логистике перегрузочных мероприятий и стыковке с железнодорожным транспортом и трубопроводами [1, с. 16-19]. В относительно небольшой акватории скапливаются суда, использующие в качестве топлива продукты переработки нефти (дизтопливо, мазут, газойль), на рейде курсируют так называемые челночные танкеры. Таким образом, порты – наиболее опасные импактные зоны для морской среды, где велик риск попадания загрязнителей (в первую очередь нефтепродуктов) в воду. В [11, с. 83-90] показаны интегральные карты экологической уязвимости Белого моря. Весь Онежский залив в данной работе отмечен как наиболее уязвимый во все сезоны.

Одним из инструментов оценки последствий техногенных катастроф являются математические модели, с помощью которых можно рассчитывать объемы, «поведение» и скорости распространения пятен загрязнителя в море при реальных или гипотетических разливах нефти и нефтепродуктов. Такие модели разрабатываются и применяются регулярно [12; 13], в том числе и для Белого моря [11, с. 106]. Однако лишь трехмерная численная модель позволяет комплексно учитывать сочетание всех факторов среды (погодные условия, динамику речного стока, ледяной покров, ветер и т.д.), одновременно моделировать распространение загрязнителя из нескольких источников, рассчитывать его перемещение и трансформацию за многолетний период. Это особенно важно, когда критически не хватает данных натурных наблюдений. В настоящее время для Белого моря функционирует лишь одна трехмерная численная модель JASMINE [14; 15]. При отсутствии информации ежесуточного распространения пятен загрязнителей в акватории Белого моря результаты моделирования могут быть востребованы органами власти, природоохранными организациями, портовыми службами.

Цель исследования: моделирование переноса нефти и мазута в различных районах Белого моря в зависимости от сезона с помощью трехмерной численной модели JASMINE.

Материалы и методы исследования

В расчетах распространения нефтяных пятен и очищения Белого моря после загрязнения нефтепродуктами используется программный комплекс JASMINE [15], основанный на конечно-элементной модели Северного Ледовитого океана FEMAO [16]. Он разработан авторами и подробно описан в работах [14; 15] (в последней внимание уделено воспроизведению основных термогидродинамических и биогеохимических процессов, а также верификации данных). В модели FEMAO используется схема вертикального смешивания уровня 2,5 Меллор и Ямады [17], изопикнического перемешивания Гента – Мак-Вильямса [18] с параметризацией переноса вихрей, пространственный масштаб которого зависит от шага сетки. Коэффициенты горизонтальной турбулентной вязкости и диффузии заданы 0,05 м2/с для скалярных полей и 0,1 м2/с для импульса.

Программный комплекс JASMINE позволяет воспроизводить поля течений, температуры и солености, различных характеристик морского льда, поведение примесей различной природы. Можно рассчитывать распространение различных видов примеси, в том числе плавучей – сосредоточенной на поверхности моря и переносимой горизонтальными течениями по той же схеме, что и поля, описывающие морской лед, и трехмерной с нулевой плавучестью (аналогично себя ведет, например, поле солености). Для качественного описания поведения загрязнения нефтепродуктами удобно такое разделение примеси на два класса: плавучие, которые существенно легче воды, и поэтому их вертикальным распространением можно пренебречь, и с нулевой плавучестью, если плотность вещества близка к плотности воды и характерно именно пространственное распределение загрязнения в водной толще. Так, нефть можно считать плавучей, а мазут – трехмерной примесью.

Регулярная сетка 200 на 200 узлов с шагом около 3 км (шаг по долготе зависит от широты местности) покрывает все Белое море и небольшую часть южной акватории Баренцева моря. Жидкая граница области проходит по 70° с. ш. Шаг вертикальной z-сетки составляет 5 метров до глубины 150 м и глубже этого горизонта 10 м. На свободной поверхности моря действует линеаризованное кинематическое условие. Реки описываются как пресноводные проливы со среднемесячными расходами, и в них задается температура воды, а также, при необходимости, концентрации пассивной примеси. Поток примеси через дно и берега моря отсутствует, как и через поверхность моря. На границе области, проходящей по акватории Баренцева моря, ставится условие Флезера: при вытекании беломорской воды выносится трехмерная концентрация in situ, а при поступлении баренцевоморской воды – заданная граничным условием нулевая концентрация, температура и соленость воды из данных измерений. Физически это условие интерпретируется как быстрое рассеивание примеси в обширном Баренцевом море, так что возвратом вещества можно пренебречь. Для плавучей примеси, сосредоточенной на поверхности моря, граничное условие на «жидкой границе» ставится аналогично условию для морского льда: концентрация по обе стороны границы предполагается одинаковой, так что поле мало чувствительно к колебательным движениям на границе.

Атмосферное воздействие задается из данных реанализа NOAA NCEP/NCAR [19]: температура воздуха на высоте 2 м от поверхности, влажность, атмосферное давление, скорость ветра на высоте 10 м, облачность, осадки. Для расчета потоков явного, скрытого тепла и суммарного (восходящего и нисходящего) потока длинноволновой радиации использовались балк-формулы; поток коротковолновой солнечной радиации с поправкой на облачность рассчитывался в зависимости от времени суток и широты местности. Вода, лед и снег излучают длинноволновую радиацию по формуле черного тела с коэффициентами черноты 0,9, 0,99 и 0,97 соответственно. Альбедо воды постоянно и равно 0,1, альбедо льда и снега рассчитывается в зависимости от температуры (сухой/мокрый лед или снег). Касательное напряжение трения ветра рассчитано на основе заданной скорости ветра. Шаг по времени составил 3 минуты, что обусловлено требованиями устойчивости расчетных схем, прежде всего условием Куранта: это минимальный шаг, при котором расчет устойчив.

Модельный комплекс JASMINE достаточно хорошо воспроизводит динамику и биогеохимические процессы в Белом море [15], температурные и соленостные поля, а фронтальные зоны согласуются с данными, полученными в ходе экспедиций ИВПС КарНЦ РАН [20]. Результаты сравнения модельных и экспедиционных данных приведены, например, в [15] и показывают хорошую согласованность.

Было рассмотрено два модельных сценария: одновременного поступления нефти из портов Белого моря; поступление мазута в вершине Онежского залива (имитация утечки 2003 г.). Исходя из того, что плотность нефти составляет 855 кг/м3, она описана как плавучая примесь. Плотность мазута марки М-100 близка к плотности воды (975 кг/м3 при 20°), и он описывается как трехмерная примесь с нулевой плавучестью.

Результаты исследования и их обсуждение

Распространение примеси в Белом море зависит от динамики течений, скорости и направления ветра, а также нелинейных взаимодействий этих движений. Течения в Белом море возникают под действием прилива, ветра, атмосферного давления, стока рек, на них оказывает влияние морфометрия и рельеф дна. На рисунке 1 представлена модельная схема поверхностных течений, которая хорошо согласуется со схемой из классической работы по Белому морю [21, с. 124]. Зимой скорости и направления течений несколько отличаются от периода открытой воды, а в районе устьевых областей рек, где находятся порты Белого моря, эти различия существенны [22].

Рис. 1. Схема поверхностных течений Белого моря, среднегодовые модельные данные Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Если рассматривать квазипостоянные течения (термохалинные, ветровые, дрейфовые, остаточные приливные), видно (рис. 1), что генеральная система движения для Белого моря – против часовой стрелки. Скорости сильно отличаются в зависимости от района моря [21, с. 125-126]: от 0,1 м/с в мелких губах до 0,5-0,8 м/с в проливах и возле мысов, максимально до 3 м/с. В Белом море есть квазипостоянные вихревые образования, как циклональные, так и антициклональные (рис. 1), фронтальные зоны, связанные с действием прилива и стоком крупных рек.

Пассивная примесь переносится течениями, которые, в свою очередь, обусловлены воздействием ветра, приливной циркуляцией и, в меньшей степени, другими факторами. Оказывает влияние ледовый режим. В данном исследовании сделано оправданное с точки зрения методологии допущение: если в численной модели адекватно воспроизводится картина течений, ветер и лед, то можно считать, что перенос примеси также будет в целом отражать реальность.

Была смоделирована ситуация утечки сырой нефти в шести портах Белого моря, начиная с 1 января для 2010 года (рис. 2). 2010 год выбран, поскольку для него в базе ИВПС КарНЦ РАН [20] содержится наиболее подробная информация, на основе которой верифицировалась модель, и результаты представлены в [15].

Видно (рис. 2), что, согласно модельным расчетам, из порта Архангельск (1) пятно нефти за 10 дней будет распространяться на север. Поскольку в Двинском заливе действует сильное течение, сформировавшееся под действием влияния стока крупнейшей реки, впадающей в Белое море – Северной Двины, общая система течений Белого моря прижимает пятно к правому берегу. Интервал времени в 10 суток выбран произвольно для демонстрации возможностей модели. Расчет выполнялся посуточно на период 10 лет.

Рис. 2. Распространение нефтяного пятна из портов Белого моря на 10-е сутки после разлива (1 – Архангельск, 2 – Беломорск, 3 – Кандалакша, 4 – Мезень, 5 – Онега, 6 – Кемь) Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

Учитывая систему течений в Онежском заливе, пятно из порта Беломорск (рис. 2 (2)) в первую очередь будет стремиться на юг, при этом размываясь и растягиваясь на мелководье, встречая сопротивление во фронтальной зоне центральной части залива, где происходит изменение его формы, и часть вещества направляется на север. От Кандалакши (3) пятно нефти достаточно быстро распространяется на юг, но в то же время «растаскивается» течениями вдоль берега, а какая-то часть может попасть в квазипостоянный вихрь на границе Кандалакшского залива и Бассейна. Кроме этого, Кандалакшский залив и Бассейн – наиболее глубокие районы моря. Если примесь достаточно быстро оседает на дно (не в случае нефти), то значительная его часть будет захораниваться в глубоководных участках, в меньшей степени попадая на берега.

Гипотетический разлив нефти в Мезенском заливе (4) менее опасен для центральной части моря, поскольку течения направят его на север в сторону Воронки вдоль правого берега, однако, учитывая квазипостоянные вихри Воронки, часть вещества снова может попасть в Горло, а, следовательно, оказаться в центральной части моря, в Бассейне. Причем распространение пятна загрязнителя здесь происходит быстрее по сравнению с другими заливами, поскольку скорости течений в этом районе моря высокие. В районе устьевой области р. Онеги (5) действует своеобразная гидродинамическая ловушка, о которой авторы сообщали ранее [14], и вещество здесь может удерживаться в течение многих месяцев и даже лет. Поэтому данный район можно назвать наиболее уязвимым в Белом море. Об этом также свидетельствуют исследования [9; 10]. Пятно из порта г. Кемь (п. Рабочеостровск) (6) в целом ведет себя так же, как из г. Беломорска. Оно в большей степени распространится на юг, загрязняя Онежский залив. Однако в зоне действия фронтальных зон, расположенных в проливах Соловецкие Салмы, часть вещества задержится возле Соловецкого архипелага.

Таким образом, аварии в портах Кемь и Беломорск, вероятно, могут причинить наибольший ущерб прибрежным экосистемам Белого моря, поскольку примесь последовательно будет проходить из Онежского залива, надолго в нем задерживаясь, далее распространяться в Бассейн, Двинский залив, Горло, смещаясь течениями в сторону берега.

Наибольший интерес представляет моделирование распространения мазута, поскольку его попадание в море более вероятно, по сравнению с сырой нефтью. Был рассмотрен случай утечки мазута марки М-100 у островов Осинки в Онежском заливе в 2003 г. [1, с. 33-34], и данная авария была смоделирована и показано ее влияние на другие районы моря (рис. 3).

Рис. 3. Концентрация трехмерной примеси (мазута) в Онежском заливе (а) и в различных районах моря после его попадания из Онежского залива (б) Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

В данной работе авторы не ставили своей задачей показать воздействие на экосистемы Белого моря, оценки этих процессов представлены, например, в [9; 10]. Здесь авторы показывают только модельный перенос мазута, удержание и вынос пятна, учитывая его частичное оседание на дно.

На графике левой части рисунка 3а видно, что время нахождения мазута в Онежском заливе, после его попадания в этот залив, составит почти 5 лет. Это самый большой срок по сравнению с другими районами моря (рис. 3б).

В работах [9; 10] показано, через 2 года после аварии 2003 г. сгустки мазута еще находились на мелководье и побережье залива, несмотря на то что примерно 9 т было собрано в первый год. В течение еще нескольких лет следы мазута обнаруживались. В 2012 г. была проведена экспедиция [10], результаты которой показали, большая часть мазута к этому времени утилизирована. Тем не менее локальные источники вторичного загрязнения фиксировались на западном берегу Онежского залива и в 2013 г.

Согласно расчетам (рис. 3б), вещество из Онежского залива попадет в Бассейн и Двинский залив. Изначально концентрация мазута в Онежском заливе после аварии высокая, поэтому синяя линия резко отличается от остальных. Учитывая размеры и объем воды каждого района, для Двинского залива загрязнение скажется более остро по сравнению с Бассейном, что и наблюдаем на графиках. Часть мазутного пятна из Двинского залива может попасть в Бассейн, кроме этого, сам загрязнитель может поступать в соседний залив порциями. Это видно по второму пику графика для Двинского залива (рис. 3б). Так, концентрация вещества, понизившись до 0,02 м-3, затем снова повышается до 0,06 м-3 и далее продолжает равномерно снижаться через 2 года с момента аварии до полного очищения залива через несколько лет. Это хорошо согласуется с данными наблюдений [10]. Из Горла пятно нефтепродуктов следует в Мезенский залив и Воронку. По мере разбавления концентрация мазута в Горле и Воронке последовательно снижается. Для Онежского залива концентрация понизится до значения 0,02 м-3 только на 4-й год, а до полного очищения залива должен пройти еще около 1 года. По черной линии на рисунке 3б понятно, что авария в Онежском заливе оказывает значительное влияние на весь водоем, поскольку время нахождения мазута в море в любом случае исчисляется годами. Согласно модельным расчетам, все районы Белого моря испытали воздействие утечки мазута в 2003 г.

Заключение

Воспроизведено распределение нефтяного пятна из портов Белого моря. При критическом отсутствии данных наблюдений представлены трассеры и время распространения данного вида загрязнителя из портов Белого моря на 10-е сутки после разлива, тенденции перемещения пятна нефти. Показано, что наибольшую опасность в плане утечек мазута и нефти представляет Онежский залив. Загрязнитель из этого района моря будет последовательно проходить из самого залива, надолго в нем задерживаясь (несколько лет), далее распространяться в Бассейн, Двинский залив, Горло, смещаясь течениями в сторону берега. Была смоделирована авария сентября 2003 г. в Онежском заливе, когда в воду поступило 54 т мазута, и рассмотрено влияние этой аварии на все районы моря. Согласно модельным расчетам, после аварии мазут находился в Онежском заливе около 5 лет, результаты согласуются с данными, имеющимися в открытых источниках. Представление нефти как плавучей примеси, а мазута как трехмерной примеси при моделировании оправдано с точки зрения учета их распространения в морской среде в зависимости от характера течений и ветровых условий. Программный комплекс JASMINE позволяет задавать концентрацию вещества и скорость его осаждения.


Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН по теме № FMEN-2021-0004 «Комплексные исследования Белого моря и водосбора в интересах развития Арктической зоны РФ».

Библиографическая ссылка

Толстиков А.В. , Чернов И.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ В БЕЛОМ МОРЕ // Успехи современного естествознания. 2025. № 10. С. 36-43;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=38440 (дата обращения: 10.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/use.38440