Развитие мировой экономики в последние десятилетия ХХ в. и в первое десятилетие XXI в. позволяет сделать вывод об усилении противоречивого влияния глобализации. Так, все отчетливее проявляется тенденция к концентрации бедности в наименее развитых странах (НРС), хотя, разумеется, и в более благополучных регионах мира эта проблема в ряде случаев остается актуальной.
По оценкам, разрыв в уровнях валового внутреннего продукта в расчете на 1 жителя между странами с развитой рыночной экономикой и наименее развитыми странами в 2000 г. составил свыше 90 раз.
В документах III конференции ООН по проблемам НРС (Брюссель, 14~20 мая 2001 г.) отмечалось, что означенные страны остаются вне процесса глобализации, что ведет к их дальнейшей маргинализации. Цели и задачи, определенные в Программе действий, принятой на Парижской конференции по НРС в 1990 г., к началу нынешнего десятилетия оказались невыполненными. Сокращение финансовых ресурсов как внутренних, так и внешних, в частности по линии «официальной помощи развитию», увеличение долгового бремени, падение или неустойчивость цен на вывозимое сырье, сохранение торговых барьеров, слабая диверсификации экспорта из НРС и т.п. - все это оказало негативное воздействие на экономический рост и перспективы развития НРС . В отличие от большинства развивающихся государств в НРС численность населения, имеющего доход менее 1 доллара США в день, не имеет тенденции к снижению. Напротив, в африканских НРС она даже возросла. Так, если в 1965-1969 гг. в беднейших странах Африки насчитывалось около 90 млн. человек с доходом менее 1 доллара в день, то в 1995-1999 гг. - 233,5 млн. .
Следует также отметить, что все более широкое применение информационных технологий в процессе общественного воспроизводства может стать мощным фактором консервации отставания стран, неспособных осваивать новейшие методы организации и ведения производства.
Мировая экономическая наука поставлена перед фундаментальным вопросом: возможно ли в обозримом будущем если не преодоление, то по крайней мере количественное сокращение разрыва между развитыми и наименее развитыми странами?
Однако проблема намного глубже, ибо вышеуказанное отставание имеет качественный характер. В самом деле, можно ли иначе определить нынешнее положение дел, при котором более 1,5 млрд. человек вынуждены обходиться в повседневной жизни без промышленных источников энергии, в частности без электричества?
В последнее время перспективы прогресса развивающихся стран все более тесно (и, по-видимому, вполне обоснованно) связываются с формированием там жизнеспособного частного сектора, в частности малого и среднего бизнеса. Причина заключается в том, что, хотя транснациональные компании являются мотором и главным движущим фактором глобализации экономики, они тем не менее не могут стать силой, способной обеспечить занятость сотен миллионов людей в развивающихся странах. Не способны сделать это и национальные государства. Поэтому роль малого и среднего бизнеса в настоящее время объективно более значима по сравнению с периодом становления капитализма в странах Западной Европы и Северной Америки .
Вышесказанное означает, что развивающимся странам предстоит совершить существенный поворот в экономической политике: не снижая внимания к развитию крупных предприятий, на которых проявляется эффект масштаба, найти новые формы стимулирования мелких и средних предприятий.
В связи с этим самостоятельное значение приобретает вопрос обеспечения нужд развивающейся экономики и населения электроэнергией.
Если применительно к условиям ХХ в. справедливым было утверждение, что появление электроэнергии, этого высокоуправляемого и универсального вида энергии, привело к подлинно революционному преобразованию производительных сил и качественному скачку в производительности труда ,, то это еще более верно для XXI в., ибо электроэнергия становится фундаментом, на котором возводится здание «экономики знаний». Формирование высокоразвитой рабочей силы невозможно без приобщения населения развивающихся стран к промышленным видам энергии. Можно научиться читать и писать при свете керосиновой лампы, но нельзя без электроэнергии выйти в Интернет. Используя карманные батарейки как источник питания, можно слушать транзисторный радиоприемник, но нельзя постоянно смотреть национальное или спутниковое телевидение.
В этой связи возрастает актуальность проблемы разработки новых методов относительно дешевых и надежных способов получения электрической энергии. Отсутствие в развивающихся странах необходимых финансовых ресурсов делает призрачными надежды на то, что они будут в состоянии выделять требующиеся средства для развертывания широкомасштабных исследований. Следовательно, без содействия стран с развитой рыночной экономикой в этом процессе не обойтись.
Однако не следует полагать, будто подобное содействие будет равнозначно альтруизму. Отнюдь нет. Жители стран с развитой рыночной экономикой не менее остальной части мира заинтересованы в том, чтобы обеспечить себе безопасное существование, в том числе и с точки зрения экологии. Между тем, если представить возможное увеличение масштабов потребления энергии в будущем при сохранении традиционных методов ее производства, то экологическое давление на природную среду возрастет в несколько раз и никакие программы сокращения выбросов в атмосферу не смогут их снизить кардинально. Следовательно, поиск новых, высокоэкономичных способов преобразования первичных энергоресурсов (в частности возобновляемых) для получения электрической энергии и разработки новых видов топлива для автомобилей окажет благотворное влияние на всю мировую энергетику.
Хотя отдельные страны, в частности арабские, проявляют интерес к солнечной энергии и ведут соответствующие исследования, в том числе совместно с учеными из стран с развитой рыночной экономикой, масштабы указанных исследований в целом не отвечают объективным потребностям.
Разработка высокоэкономичных и надежных способов преобразования солнечной энергии в электрическую позволила бы также решить и проблему недостаточности или быстрого сокращения имеющихся водных ресурсов. Уже в настоящее время в ряде регионов земного шара, в частности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, ощущается их нехватка, а в будущем дефицит может еще более возрасти.
По-видимому, имеют определенный смысл предложения о подготовке международной программы исследований в области солнечной энергии. Тем более что большинство наименее развитых стран расположены в тропическом и субтропическом поясах, для которых характерен высокий уровень солнечной радиации.