Пейзаж в алтайской живописи второй половины ХХ в. разнообразен по составу и характеру творческих тенденций. Однако при всей разнохарактерности живописного материала можно выделить общие тематические направления и устойчивые художественные решения. В самом общем виде типология тем и мотивов пейзажа «чистой природы» может быть представлена следующим образом: природа Горного Алтая; природа равнинного Алтая; природа России (Север, Дальний Восток, Прибалтика и др.); природа Монгольского Алтая. Со второй половины 1950-х годов, после начала целинных преобразований в крае, в алтайской живописи формируется новый тип пейзажа. Его главный предмет изображения - целина. Целинные пейзажи второй половины 1950-х - начала 1960-х годов посвящены природе степной части Западносибирской равнины. Из очень большого количества непосредственных зарисовок с натуры, большей частью носящих не столько образно-художественный, сколько описательно-документальный характер, наиболее интересными и содержательными являются работы «Первая борозда» (1954), «Степные зори» (1954) А.Г. Вагина, «Разбуженная земля» (1954) П.С. Панарина, «В ковыльной степи» (1961) Ю.Н. Панина, «В степи» (1961) В.Я. Курзина и др. В пейзажах ощущается романтическое «дыхание эпохи». Сопоставление «обжитой» вспаханной земли, громады тракторов и буйной степи подчеркивает идею покорения земли, подчинения ее человеку. В каждом пейзаже найдено то единство конкретно-фактического и поэтического, тот угол зрения, что дает возможность показать образ целины ярко, документально, публицистично. По сути, уже в этих целинных пейзажах начинается процесс освоения жанра репортажа, который получит дальнейшее развитие в 1960-е гг. в серии «Обь целинная» (1961-1964) С.И. Чернова и В.Ф. Добровольского. Подобные живописные композиции в жанре репортажа не получили широкого распространения в алтайском пейзаже 1960-1970-х гг., однако тенденции, наметившиеся в образном осмыслении Оби, находят дальнейшее развитие в пейзажах М.Я. Будкеева, В.А. Зотеева, Г.Ф. Борунова, В.Т. Федосова, М.Ф. Белоносова, А.А. Югаткина, П.Ф. Никитина, В.И. Голдырева и др. Общим для художников было стремление к типизации, обобщению. Это стремление воплощалось у каждого по-разному. М.Я. Будкеев в пейзаже «Весна на Оби» (1969) в реке видит символ нового в жизни Барнаула. Эмоционально и живописно художник передает свежесть начала дня, радость труда, величие вечной темы - человек и природа. Река предстает здесь как органичная часть делового, обжитого, процветающего города, занятого строительством, обладающего неповторимостью не только архитектурного облика, но и образа жизни. В композиционном пейзаже «Обь» (1978-2000) В.А. Зотеева изображена эпическая мощь реки, ее величие. Эта картина синтезировала весь опыт работы над образами алтайской природы. Обь показана с большой высоты. Диагональная композиция создает впечатление плавного течения реки. Очертания берега и одиноких строений на нем художник дает обобщенно, чтобы сосредоточить все внимание на водной шири. В.А. Зотеев пишет серьезно и просто, без декоративных эффектов, очень предметно и осязательно передавая материальные качества изображаемых мотивов. Иная грань поэтического чувства выражена в картине Г.Ф. Борунова «Над Обью. Колыбельная» (1969). Ни на реке, ни на берегу нет примет современного строительства, и это соответствует эпическому звучанию картины. Женская фигурка на берегу, вносит в нее не только теплоту, ее образ звучит гораздо сильнее - как своеобразный голос тишины, как душа окружающей ее природы. Чередование горячих и холодных насыщенных коричневых, зеленых, синих тонов в окраске берега, глади реки, неба, затухание колорита у горизонта, вносят в эмоциональный строй пейзажа особую поэтическую ноту. Полотно вызывает множество песенных ассоциаций, воспоминания о детстве. Можно сказать, что художник создал своеобразный гимн реке, олицетворяющей собой красоту и величие алтайской природы. «Обь» (1979) А.А. Югаткина - пример лирико-философского решения образа сибирской реки. В нем много простора и воздуха. Ощущение гармонии создается, тонко разработанной красочной гаммой, построенной на сочетаниях неярких зеленых, коричневых, голубых и синих тонов. В пейзажах В.Т. Федосова «Обь»(1967), «Обь. Вечер» (1971), «Обь. Этюд» (1980), гладь реки, крутые берега, высокое небо даны с подлинно поэтической чистотой и ясностью. А.Г. Вагин, М.Ф. Жеребцов, Г.Ф. Борунов, В.А. Зотеев, В.Т. Федосов, Н.И. Суриков воплотили в своем творчестве самые существенные особенности алтайского лирического равнинного пейзажа, и их произведения рассмотренные в единстве, позволяют проследить основные тенденции развития этой разновидности пейзажного жанра.
Ведущей тенденцией в создании произведений, посвященных природе равнинной части Алтая является линия русской реалистической тональной живописи. В этой манере алтайские художники разрабатывают преимущественно тип камерного лирического пейзажа, доминантой которого является состояние природы в разное время года и суток. В кругу этих произведений следует выделить, прежде всего, пейзажи А.Г. Вагина. Свою индивидуальность художник проявил в графике. Однако в самом начале 1960-х годов на 13 краевой художественной выставке были представлены десять этюдов выполненных в технике масляной живописи: «Березка» (1961), «На озере» (1961), «В солнечный день» (1961), «Осень» (1961), «Вечерний мотив» (1961), «Вечереет» (1961), «Оттепель»(1961), «Этюд» (1961), «Туман» (1961), «Пробуждение» (1961). Пейзажи невелики по размеру. Почти все выполнены в формате 50Х70. Две последние работы - в формате 35Х50. В названиях работ уточняются оттенки настроения, состояния природы. Цветовая гамма тонально сгармонированна. Фактура живописного слоя материальная и достаточно плотная; в ее структуре превалирует подвижный, гибкий, по большей части широкий мазок. В.Т. Федосова (1939) с самого начала творчества выделяет среди алтайских художников - чистых пейзажистов - любовь к написанию природы преимущественно равнинного Алтая. Уже сами темы и мотивы пейзажей, представленных на краевых выставках второй половины ХХ в. указывают на это: «Радостный март» (1967), «Тишина» (1972), «Весна» (1974), «Облачный день» (1975), «Апрель в деревне» (1975). Радостное безоблачное утро, знойный летний солнечный день, затихшая перед грозой природа, тихий вечер, полный поэзии и лирики, пасмурный дождливый день или полузакрытый туманом пейзаж золотой осени - все эти образы природы воспроизводятся в пейзажах В.Т. Федосова выразительно и реалистично. В живописи пейзажей, как правило, доминируют чистые цвета солнечного спектра (синие, голубые, зеленые) и земляные краски (коричневые и охра). Они нанесены на холст очень бережно, плоскостно и плотно, друг друга дополняют, перекрывают, просвечивают один через другой. Используется прием лессировок. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что природа равнинного Алтая - важная составляющая типологии алтайского пейзажа 1960-1970-х годов. Здесь получили выражение многие новые пластические идеи и по-своему отразились тенденции, свойственные советской пейзажной живописи на данном этапе. Наблюдая эволюцию этой темы на протяжении двух десятилетий, можно заметить, как постепенно определяется круг художников, формируется типология мотивов, меняется видение этих мотивов и методы их живописного освоения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец ХХ - начало ХХI в.), проект №08-04-60-401 а/т.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Степанская Т.М. Гармония творчества Владимира Федосова // Бийский вестник. 2003. №1. С. 124-130
- Степанская Т.М. Памяти художника А.А. Югаткина [1926-2001] // Вестник культуры Алтайского края. Барнаул, 2001. Июнь (№ 2). С.78-79.