Соединительная ткань занимает в организме человека особое место. Она составляет более 50% массы тела, выполняет в организме многообразные и сложные функции, которые можно свести, в конечном счете, к поддержанию гомеостаза. При этом соединительная ткань принимает активное участие в формировании и развитии патологических процессов. Именно этим можно объяснить многолетний и пристальный интерес к изучению данной структуры представителями различных специальностей [6,7,1].
Внутриорганные кровеносные сосуды малого круга кровообращения характеризуются высокой степенью адаптации к изменяющимся условиям легочного кровотока, что, по мнению ряда отечественных и зарубежных авторов [2,8,9,10], в значительной мере отличает их от сосудов большого круга кровообращения. Немаловажную роль в формировании этой отличительной особенности играет именно соединительная ткань, окружающая кровеносные сосуды малого круга кровообращения - паравазальная соединительная ткань.
Организация соединительной ткани (количественные характеристики волокнистых и клеточных структур ткани, их ориентация, компоновка и упорядоченность расположения) зависит от факторов внешнего воздействия на соединительнотканные структуры [4,5].
Изучение специфики структурной организации паравазальной соединительной ткани внутриорганных артерий и вен малого круга кровообращения, с нашей точки зрения, является необходимым для раскрытия основных факторов, влияющих на кровоток в легких и способствующих обеспечению одной из важнейших функций легких - газообмена, т.к., именно структура волокнистых компонентов и качественный состав экстрацеллюлярного матрикса соединительной ткани, окружающей кровеносные сосуды оказывает непосредственное влияние на функциональные возможности стенки кровеносного сосуда.
С целью изучение структурной организации паравазальной соединительной ткани внутриорганных кровеносных сосудов малого круга кровообращения нами были изучены легкие 24 трупов мужчин 1-го периода зрелого возраста, умерших от насильственной и ненасильственной смерти с быстрым темпом умирания, при обязательном условии, что смерть была не связана с заболеваниями органов дыхания. Забор органов производился не позднее 24 часов после констатации факта смерти.
Для изучения паравазальной соединительной ткани внутриорганных кровеносных сосудов проводилось изготовление гистотопограмм и гистологических срезов. Гистологические срезы и гистотопограммы окрашивались по способам: гемотаксилин+эозин (обзорный метод окраски для определения отношения между частями органа), ван Гизон (для дифференцировки коллагеновых волокон), резорцин+фуксин (по Вейгерту - для выявления эластических волокон), Маллори (для выявления различных элементов соединительной ткани, четкое окрашивание коллагеновых и ретикулярных волокон), Карупу (для дифференцировки ретикулярных волокон) [3].
Для определения ориентации волокнистых структур и межволоконных взаимоотношений, не выявляемых обычными гистологическими методами, проводилась сканирующая электронная микроскопия (СЭМ)
Для изучения количественного и качественного состава экстрацеллюлярного матрикса проводились гистохимические исследования: определение содержания в паравазальной соединительной ткани гликозаминогликанов (ГАГ) и гликопротеинов (ГП), а также изучение содержания клеточных ферментов: сукцинатдегидрогеназы (СДГ), лактатдегидрогеназы (ЛДГ) и глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г6ФДГ).
Все полученные количественные данные подвергались необходимой статистической обработке с помощью компьютерной программы «Statistica 6.0 for Windows».
Паравазальная соединительная ткань в возрасте 21-36 лет (первый период зрелого возраста) довольно трудно дифференцируется от наружного слоя сосудистой стенки за счет тесной анатомической и функциональной взаимосвязи, однако разнонаправленность волокнистых структур, их видовая характеристика, а также различный характер интенсивности ШИК-реакции в адвентиции и других компонентах СТО, по отношению к паравазальной соединительной ткани, позволяют выделить последнюю как самостоятельный компонент СТО легких.
Структурная организация волокнистых компонентов паравазальной соединительной ткани и ее экстрацеллюлярного матрикса в пределах органа различна и находится в тесной связи с типом кровеносного сосуда и его калибром и выполняемой функцией.
Наибольшая функциональная нагрузка, с точки зрения газообмена, выпадает на субсегментарные кровеносные сосуды легких, именно с этих позиций строение их паравазальной ткани представляет наибольший интерес, т.к. сосуды такого калибра, наиболее чувствительны к малейшим колебаниям и изменениям в структуре паравазальной соединительной ткани, что в первую очередь отражается на их функции, т.е. на способности обеспечивать поддержание адекватного гомеостаза.
В структуре паравазальной соединительной ткани субсегментарных сосудов легких преобладают волокнистые элементы, составляющие 62.25±0.84%, при содержании основного вещества в межклеточном матриксе 37.75±0.84%.
Волокна паравазальной соединительной ткани, располагаются рыхло, имеют по большей части кольцевидную или дугообразную ориентацию по отношению к просвету сосуда, в отличие от наружной оболочки сосудистой стенки, для которой характерно концентрическая и продольная ориентация волокнистых элементов.
Основой паравазальной соединительной ткани в этот возрастной период являются коллагеновые (толщина 6-8 мкм) и эластические волокна (толщина 2-4 мкм), составляющие соответственно, 55.87±0.42% и 21.54±0.34%. Они не имеют извитости, которая характерна для волокнистых структур наружной оболочки сосудистой стенки.
Эластические волокна паравазальной соединительной ткани концентрируются в ее периферических от сосудистой стенки отделах и составляют в этот возрастной период 21.54±0.34%. Они обычно короткие и, по сравнению с коллагеновыми и ретикулярными волокнами, обладают большей извитостью. Количественные и качественные параметры волокон, связывающих кровеносные сосуды с подлежащими образованиями, зависят от особенностей строения и расположения структурных компонентов близлежащих компонентов СТО легких.
Тонкие ретикулярные волокна (толщина 1-3 мкм) составляют 22.59±0.33% от всех волокнистых компонентов и выполняют скрепляющую роль, они широко взаимодействуют с прилегающими структурами адвентиции.
Характер взаимоотношения между волокнами меняется по мере удаления от сосудистой стенки за счет увеличения расстояния между волокнами, которое в прилегающих к сосуду отделах составляет 3-7 мкм, увеличиваясь к периферии до 9-12 мкм.
Для паравазальной соединительной ткани характерна общая тенденция к видоизменению структуры соответственно параметрам самого кровеносного сосуда. В изолированных крупных сосудах (долевых и сегментарных) имеется явное преобладание коллагеновых волокон, чаще в виде пучков толщиной 16-29 мкм. Ретикулярные и эластические волокна составляют соответственно 12.8±0,89% и 15.6±0,64%, причем их процентное соотношение соответственно возрастает по мере уменьшения просвета сосуда. Скрепляющими элементами в крупных сосудах являются сами коллагеновые волокна меньшей толщины.
Ширина слоя паравазальной соединительной ткани от наружной оболочки сосудистой стенки до прилегающих к сосуду альвеол колеблется от 42 до 111 мкм, в зависимости от калибра и типа сосуда. Причем она достигает наибольших параметров в местах взаимодействия с другими сосудами, бронхами, а также межальвеолярными перегородками, принимая непосредственное участие в формировании соединительнотканных бронхо-васкулярных пучков.
Паравазальная соединительная ткань сосудов артериального и венозного типов характеризуется определенными качественными отличиями, выраженными в принципах взаимоотношений с окружающими соединительнотканными структурами. Для сосудов артериального типа характерны рыхлые, минимальные взаимосвязи с окружающими альвеолам. Чаще всего единичные волоконца эластического типа связывают артерию с соединительной тканью межальвеолярных перегородок. Внутриорганные вены легких имеют более развитую сеть скрепляющих волокон (эластических и ретикулярных) толщиной до 2 мкм, имеющих звездчатый характер и равномерно переходящих в пределы межальвеолярных перегородок. При этом создается впечатление «сращения» вены с альвеолами. По такому принципу дифференцировка внутриорганных артерий и вен легких, имеющий принципиально одинаковый характер строения, в значительной мере упрощается.
Такой характер строения типичен для кровеносных сосудов артериального и венозного типа с шириной просвета до 100 мкм. Более мелкие кровеносные сосуды паравазальных соединительнотканных структур не имеют. Хотя по периферии таких сосудов и прослеживаются ретикулярные волокна, отнести их к паравазальным соединительнотканным структурам анатомически не представляется возможным.
Паравазальная соединительная ткань отличается от наружной оболочки сосудистой стенки (адвентиции) и по строению межклеточного матрикса. Для паравазальной соединительной ткани характерна умеренно выраженная ШИК-позитивная реакция (2-3 балла), однако она характеризуется меньшей интенсивностью по сравнению с волокнами адвентиции. При этом в составе основного вещества определяется умеренное количество ГАГ и ГП, в частности гиалуроновой кислоты. Характерна выраженная фуксинофилия до 3-5 баллов и слабая (0-2 балла) α - β метахромазия.
Среди клеточных элементов преобладают одиночные зрелые фибробласты.
Активность клеточных ферментов в этом возрастном диапазоне находится на среднем уровне и составляет для СДГ - 5-8 гранул диформазана в поле зрения, Г6ФДГ - 8-10 гранул в поле зрения, ЛДГ - 6-8 гранул в поле зрения.
Т.о., к 1-му периоду зрелого возраста активность клеточных ферментов находится приблизительно на одном уровне, в среднем по 8-10 гранул диформазана в поле зрения, это свидетельствует о том, что в тканях и органах незначительно преобладает анаэробный путь окисления.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что паравазальная соединительная ткань внутриорганных кровеносных сосудов малого круга кровообращения является полностью сформированной к 20-22 годам и ее структурная организация на протяжении 1-го периода зрелого возраста практически не меняется. Количественные и качественные показатели волокнистых компонентов и экстрацеллюлярного матрикса отличаются определенной стабильностью, что свидетельствует о биологической надежности соединительнотканных структур именно в этот возрастной период.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Высоцкий, Ю.А. Возрастные особенности организации соединительнотканного остова некоторых органов человека / Ю.А. Высоцкий, А.В. Лепилов, Е.П. Деханд // Актуальные проблемы морфологии. - Красноярск, 2005. - С. 46.
- Дворецкий, Д.П. Гемодинамика в легких / Д.П. Дворецкий, Б.И. Ткаченко. - М.: Медицина, 1987. - 288 с.
- Елисеев, В.Г. Основы гистологии и гистологической техники / В.Г Елисеев. - М.: Медицина, 1967. - 268 с.
- Морфофункциональные особенности соединительнотканных компонентов стенки артерий в постнатальном онтогенезе / Н.Д. Широченко, Б.А. Путинцев, И.Н. Путалова и др. // Эпителий и соединительная ткань в нормальных, экспериментальных и патологических условиях. - Тюмень, 1990. - С. 254-255.
- Новиков, В.Д. Макрофаги и лимфоциты - клетки гематогенного происхождения в соединительной ткани / В.Д. Новиков, Г.В. Правоторов, В.А. Труфакин // Морфология. - 2004. - №4. - С. 92.
- Серов, В.В. Соединительная ткань / В.В. Серов, А.Б. Шехтер. - М.: Медицина, 1981. - 312 с.
- Слука, Б.А. Кариометрическая характеристика тканей легкого крысы при пренатальном развитии / Б.А. Слука // Морфология. - 1993. -
№1-2. - С. 85-93. - Сосудистый возраст как критерий этапа онтогенеза / П.А. Гелашвили, Э.А. Адыширин-Заде, Б.Б. Галахов, И.В. Подсевалова // Актуальные проблемы морфологии. - Красноярск, 2004. - С. 65-67.
- Чучалин, А.Г. Отек легких: физиология легочного кровообращения и патофизиология отека легких (часть I) / А.Г. Чучалин // Рус. мед. журн. - 2005. - Т.13, №21. - С. 1374-1382.
- Weir, E. K. Pulmonary vascular physiology and pathophysiology / E. K. Weir, J. T. Reeves. - New York; Basel: Karger, 1995. - 672 p.