Сегодня конкурентоспособность учебного учреждения заключается, в том числе, в необходимости оперативно вырабатывать мероприятия позиционирования на региональном рынке для привлечения и удержания определенной доли абитуриентско-студенческого сегмента, включающей в себя:
- Абитуриентов (потенциальных потребителей);
- Студентов (потребителей образовательных услуг профессионального образования: очное, заочное, вечернее, дистанционное обучение);
- Выпускников (потенциальных потребителей образовательных услуг профессионального образования: повышение квалификации, переподготовка; второе высшее и послевузовское образование).
Негативным фактором воздействия на развитие рынка образовательных услуг могут стать выпускники общеобразовательных школ и подростки, прекратившие обучение по разным причинам. В результате снижения платёжеспособности населения (вследствие сокращения ВВП, спада промышленного производства, роста безработицы и т.п.) обучающиеся на внебюджетной основе в государственных и негосударственных образовательных учреждениях не смогут оплачивать образование.
Региональные рынки труда характеризуются рядом диспропорций спроса и предложения трудового ресурса, усиливающихся в связи с негативными явлениями, связанными с экономическим кризисом. Особенностью современных региональных рынков труда сегодня являются: несоответствие спроса и предложения трудового ресурса на рынке труда по профессиям, специальностям, квалификациям работников; снижение численности населения, занятого экономической деятельностью; превышение численности выбывающих с предприятий и организаций работников над численностью принимаемых; активизация процесса высвобождения работников. Поэтому сокращение числа студентов будет проходить на фоне роста числа безработных.
Данные проблемы на региональном рынке имеют объективный характер и не могут быть разрешены без улучшения функционирования рынка труда и его взаимодействия с профессиональным образованием, в вопросах воспроизводства и рационального использования трудового ресурса. Расширение коммуникационных связей между всеми участниками рынков труда и образовательных услуг может быть реализовано через систематическое проведение ряда мероприятий: круглые столы с представителями регионального рынка труда и образовательных услуг с целью формирования и внедрения совместных стратегических решений в рамках деятельности по взаимодействию; организация корпоративных программ обучения, организации мастер - классов с заказом на рынке образования; организация научно-популярных лекций, фестивалей, форумов и других форм популяризации информации и т.п.
Согласованная региональная образовательная политика, проводимая совместно с образовательными учреждениями, предприятиями и региональной властью для формирования спроса на образовательные услуги в соответствии с современным развитием экономики региона, может заключатся в расширении деятельности в нижеприведенных направлениях:
1.Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.
Один из важных реальных факторов активной политики содействия занятости населения. Особенность профессионального обучения данных лиц заключается в том, что, с одной стороны, это неотъемлемая составная часть всей системы образования. С другой стороны, профессиональное обучение детерминировано факторами, определяющими особенности современного российского рынка труда, в том числе несоответствием образовательных потребностей личности спросу рабочей силы в условиях кризиса. Поэтому главной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности и обеспечение получения уровня квалификации, адекватного требованиям регионального рынка труда. Акцент деятельности при обучении должен быть на получение новой востребованной специальности, в виде прохождения краткосрочных программ: профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; обучение лиц, имеющих профессии рабочих, вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессионального профиля, возможностей для совмещения профессий; повышение квалификации лиц из числа рабочих и специалистов в целях обеспечения роста профессионального мастерства по имеющимся у них профессиям, специальностям, освоения прогрессивной технологии, организации труда и другие вопросы по профилю профессиональной деятельности и т.п. То есть, профессии по которым осуществляется обучение, должны соответствовать реальной динамике и потребностям рынка труда.
2. Консалтинговая и образовательная поддержка предпринимательских кадров.
Данное направление призвано решать важнейшие экономические и социальные функции. В области экономики - это развитие трудовых ресурсов общества, повышение профессиональной мобильности; в социальной области - повышение профессиональной устойчивости и конкурентоспособности предпринимателей на рынке труда, что должно рассматриваться как средство защиты от безработицы. Как правило, потребности предпринимателей на рынке образовательных услуг проявляются в повышении своей квалификации в той области, в которой они уже работают, либо в овладении знаниями в других областях, которыми они сегодня не располагают. Поэтому необходимо уделять внимание осуществлению специальных информационных мероприятий, в форме поведения специальных семинаров, конференций, брифингов посвященных вопросам малого предпринимательства и направленных на разъяснение информации о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий, об особенностях управления в условиях кризиса и т.п.
Данные направления образовательных услуг перспективны, так как организации существуют в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства; деятельность конкурентов; последствия экономических кризисов и т.п. Новые взаимоотношения образовательного учреждения с внешней средой, связанные с эффективным приспособлением к изменяющимся условиям, может быть основанием для длительного и успешного существования образовательного учреждения профессионального образования.
Таким образом, региональный рынок образовательных услуг является открытой системой, поддержанной влиянию многих факторов внешней среды, поэтому все институты, действующие на данном рынке, должны корректировать механизмы его регулирования, поскольку методы воздействия, оптимальные в текущем периоде не могут быть таковыми в последующем периоде. Новые направления деятельности могут служить информационным механизмом координирования объемов и профилей подготовки трудовых ресурсов.