При планировании самостоятельной работы следует исходить из формы организации обучения, качества процесса познания и качества личности. Для увеличения самостоятельной работы в образовательном процессе должны быть поставлены и решены следующие задачи: наличие конкретной дидактической цели в каждой конкретной ситуации, определяемой обучающимся и заложенной в учебном задании; определение необходимого объема знаний, умений, навыков на каждой ступени познавательной деятельности учащегося; выработка у обучающегося психологической установки на самостоятельное систематическое пополнение знаний; создание условий для самоорганизации и самодисциплины в овладении методами профессиональной и познавательной деятельности; использование в качестве ежедневного инструмента педагогического воздействия и управления в процессе обучения.
Усиление роли самостоятельной работы в системе высшей школы требует перестановки акцентов в существующей концепции обучения, выработки новых правил, регулирующих отношения между обучающимся и преподавателем.
В изменившихся условиях важно обеспечить планомерный рост доли самостоятельной работы обучающегося в течение курса его обучения; предоставить большую свободу в выборе тем и видов работы; способствовать формированию у обучающегося когнитивных, интеллектуальных, а также экстралингвистических компетенций; активно внедрять в образовательный процесс новые формы и методы, направленные на самосовершенствование профессиональной подготовки, в том числе связанные с развитием информационных технологий (веб-проекты, веб-презентации, веб-квесты и т.д.); использовать уже имеющийся позитивный опыт, в частности, систему модулей, являющихся, по сути, формой управляемого самообучения, а также создание профессионального портфолио, сдвигающего акцент с оценки обучающегося преподавателем на его самооценку; выработать четкие прозрачные критерии контроля и оценки работы обучающегося (в том числе самоконтроля и самооценки).
Увеличение доли самостоятельной работы обучающегося и сокращение аудиторной работы преподавателя отнюдь не означает сокращение объема труда преподавателя и соответственно уменьшение его. В новых условиях работа преподавателя становится еще более трудоемкой, так как включает в себя: обеспечение студента развитой информационной базой; разработку новых педагогических сценариев; поиск и подготовку учебных материалов для внеаудиторной работы, в том числе разработку электронных учебных курсов и тестов; диагностику уровня профессиональной компетенции обучающихся; помощь в выборе той или иной образовательной траектории; разработку и мониторинг прохождения студентом индивидуальных образовательных траекторий.
Технический колледж ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет проводит многолетнюю экспериментальную работу по реализации личностно-ориентированных стратегий обучения. В решении рассматриваемых проблем центральная роль отводится информационно-коммуникационным технологиям. Авторами статьи разработан ряд электронных образовательных ресурсов по направлению подготовки «Автоматизированные информационные системы обработки информации и управления». Электронные учебники, построенные на основе блочно-модульной технологии, предоставляют необходимый объем знаний по разделам курсов общих и специальных дисциплин, дают возможность получить недостающую или дополнительную информацию. Система гиперссылок позволяет выбрать собственный маршрут изучения учебного материала, а наличие комментариев, пояснений, диалогов с пользователем делает работу с электронными ресурсами интересной и понятной.
Для проведения практических и лабораторных занятий созданы виртуальные лабораторные практикумы. Обучающиеся вовлекаются в творческую работу, проводят самостоятельные исследования. Каждый этап работ снабжен необходимыми иллюстрациями и пояснениями, что позволяет выполнять операции самостоятельно, без участия преподавателя. Результаты процесса обучения заносятся в блок статистики и используются в системе мониторинга, позволяющей облегчить процесс анализа результатов учебной деятельности и выбрать наиболее эффективную стратегию управления процессом обучения, а также оказать существенную помощь в процессе самоконтроля обучающегося.
Анализ результатов образовательного процесса за период экспериментальной деятельности позволил сделать вывод о том, что использование электронных учебных ресурсов в образовательной среде колледжа позволило в значительной степени повысить качественные показатели процесса обучения, мотивацию учащихся к обучению и их творческую активность, реализовать личностные потребности обучающихся.
Работа представлена на Международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации болонских соглашений», Черногория, 9-16 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 19.07.2009.