Если взять религиозный аспект духовно-нравственного воспитания, то он направлен на очищение души человека, с помощью религиозных канонов, то есть на экологию человека. Древняя языческая религия в какой-то степени объединяла все народы, но сам человек был крайне зависим от явлений природы. В процессе эволюции шло развитие и расширение мыслительной способности человека, появились новые религии: православие, ислам, иудаизм и др., которые в свое время как бы разъединили народы. Вместе с тем сейчас все едины во мнении, что основой всего является единый творец, который регулирует все действия в окружающей среде. Именно религиозные каноны христианства, ислама и других религий в переломные моменты как северокавказской, так и российской истории консолидировали вокруг себя единоверцев, представителей разных народов, поколений и социальных слоев. Но влияние религий на духовно-нравственное развитие общества в то время было малоэффективным в силу малообразованности, как священнослужителей, так и всего общества. В свое время великий ученый В.Вернадский писал: «Удивительно, как неглубоко даже широко образованные люди вдумываются в проблему Бога. Человек, искренне верующий и глубоко чувствующий бытие, будет ли это глубина Природы или человеческой души, может быть всякой религии и принимать всю пользу научного знания».
Каноны любой религии призывают к доброте, взаимоуважению, взаимопомощи, то есть к экологии души разумного человека. Но все они, как показала история, самостоятельно не могут изменить структуру человеческой души, а тем более его физическое состояние - требуются и другие механизмы, которые регулируются научными знаниями о природе и психофизическом состоянии индивида. Поэтому человечество для своего выживания и самосохранения должно объединиться, чтобы решить проблему воспитания в себе нового мировоззрения, тогда у человека появится потребность изменить себя и свое отношение к окружающей среде и к другим людям, то есть обрести экологическую культуру.