Говоря об интеграции образования, не стоит забывать, что, к примеру, контроль его качества должен строиться на основе единого и целостного подхода, соответствовать государственным стандартам по конкретной дисциплине. Необходимо использовать одинаковые измерительные материалы и определять одинаковые степени достижения цели.
Одним из проверочных инструментов является тестовый контроль - он давно и весьма широко используется в педагогической практике. Необходимость иметь некий универсальный, надёжный и эффективный измерительный инструмент, который смог бы оценивать качество высшего профессионального образования, ощущалась всегда.
Если попытаться сформулировать цель, к примеру, языкового тестирования в техническом вузе, то это - диагностика коммуникативных способностей студентов и оценка их умения понимать и продуцировать письменную речь. Что касается задачи тестирования - это разработка тестовых материалов, на основе которых можно было бы измерить показатели рецептивной и продуктивной деятельности студентов, учитывая конкретные параметры коммуникативной задачи.
В Самарском Государственном Техническом Университете (филиал в г. Сызрани) уже несколько лет проводится интернет-тестирование студентов 2 курса по иностранному языку. Предполагается, что проходя через это тестирование, студент демонстрирует все свои знания, которые он получал и закреплял в течение первых двух лет обучения в вузе. (Естественно, во внимание берутся и те базовые знания, с которыми он пришёл в университет.) Задания теста подобраны так, чтобы студент смог показать уровень владения всеми навыками, кроме, пожалуй, таких аспектов, как письмо и устная речь (или в наименьшей степени, чем все остальные). Немалая часть вопросов посвящена страноведческому аспекту языка в довольно узком его изложении, что вызывало затруднения, поскольку наша программа ориентирована на понимание материала технического характера. Это, несомненно, было взято нами на заметку.
Можно ли считать интернет-тестирование соразмерной заменой устному экзамену по иностранному языку? Думаю, многие согласятся, что только частично. Поскольку мы не получим реальной картины без живого общения со студентом, без «прощупывания» его способности реагировать на вопросы, вести или подхватывать беседу.
Следовательно, измерять качество владения иностранным языком ТОЛЬКО тестовым способом, наверное, всё-таки недостаточно. Но стать ЧАСТЬЮ этого процесса интернет-тестирование вполне достойно.
Возможно ли в ближайшем будущем создать единые системы контроля качества знаний? Традиции и ментальность различных наций будут всегда находиться в определённом противоречии. Несомненно, интеграция образования это то, к чему нужно стремиться. Но процесс этот очень тернист и противоречив.
Работа представлена на Международную конференцию «Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов», Париж‒Лондон 20‒27 апреля 2010 г. Поступила в редакцию 18.05.2010.