Охрана здоровья населения России является одной из актуальных социально-экономических проблем. Повышение качества медицинской помощи возможны лишь при интеграции приоритетов развития триады: науки - медицины - образования. Национальный проект «Здоровье» позволил значительно обновить материально-техническую базу и внедрить высокие технологии. Однако проблемы остаются: это и неудовлетворительное состояние собственных технологических платформ фарминдустрии, биотехнологий и медицины, а также недостаток специалистов с уникальными компетенциями, разработки и использование медицинских и инженерных инноваций на практике, увеличение риска заболеваний диабетом, рост кардиологических и онкологических пациентов. Повысить эффективность новшеств в отрасли могут конкурентоспособные инновации. Вместе с тем национальная система инноваций в медицине развивается не так быстро, как хотелось бы. Это связано со спецификой данного направления - человеком как объектом исследования. Помимо воплощения научной идеи в опытный образец необходимо пройти длительные этапы клинических испытаний.
В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.
Инновационный потенциал медицинских предприятий представляет собой систему ресурсов и возможностей по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов. Инновационный потенциал медицинского предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Однако важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать путем
формирования замкнутого цикла реализации инноваций: идея, научное исследование - технология - практическая медицина.
Центр конкуренции между предприятиями здравоохранения из ценовой сферы все отчетливее перемещается в сферу научно-технического развития. Высокотехнологические предприятия практически монополизируют сферу ценообразования и получение прибыли.
Для конкурирующих организаций остаются три возможности: они принимают вызов и превосходят лидера, либо остаются в положении аутсайдера, удовлетворяясь меньшей долей прибыли и сомнительным будущим, либо стремятся сохранить позиции на рынке за счет модернизации и обновления. Многие медицинские предприятия оказались неподготовленными к высоким требованиям рыночной конкуренции, приоритетности характеристик инновационного потенциала в обеспечении конкурентоспособной траектории развития.
Анализ инновационной деятельности определяет две основные стратегии поведения медицинской организации: адаптивное (приспосабливаемое) и программируемое (упреждающее) внедрение. В медицинских организациях чаще всего используют обе стратегии, учитывая специфику каждой. Рыночная эффективность инноваций определяется их вкладом в увеличение конкурентоспособности. Наиболее предпочтительной, на наш взгляд, является инновации с наилучшим соотношением затраты - конкурентоспособность.
Инновационный потенциал медицинских предприятий характеризуется ресурсом инновационной деятельности, который включает: результативность исследований и разработок; число патентов на изобретения и авторских прав; высококвалифицированные научные, инженерные, медицинские кадры; целевые программы финансирования; модернизированную материально-техническую базу; сотрудничество с научными школами, инновационно-информационными центрами, промышленными предприятиями как в России, так и на мировом уровне.
В результате исследований определены факторы, препятствующие инновациям на предприятиях здравоохранения. К основным экономическим факторам относятся: недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений, малая финансовая поддержка со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые услуги, длительный срок окупаемости нововведений и др.
Группу основных производственных факторов возглавили: низкий инновационный потенциал организации, недостаток высококвалифицированных кадров, недостаток информации о рынке сбыта, новых технологиях и др.
К другим факторам относятся: низкий спрос со стороны пациентов на инновационную продукцию и услуги, недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.
Исходя из названных факторов, целью инновационной политики предприятий здравоохранения является выбор приоритетов в направлении своей деятельности и поиск интеграционных инновационных проектов. Это обеспечит повышение конкурентоспособности медицинских услуг и эффективное использование инновационного потенциала медицинских организаций, направленного на повышение качества и доступности медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья населения.
Работа представлена на Международную научную конференцию «Фундаментальные исследования», Израиль, 10‒17 апреля 2010 г. Поступила в редакцию 25.03.2010.