Для чего социология менеджеру или инженеру? На каких основах мы должны его готовить в учебных заведениях? Во всяком случае уже сейчас отчетливо вырисовываются 2 тенденции его обучения. Первая связана с тем, что идет упор на подготовку «Специалиста», а набор дисциплин призван сформировать его как практика. Однако еще русский философ Иван Ильин писал, что грядущая Россия будет нуждаться не просто в «образовании» (обозначаемом прошлым словом «учеба»), ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а портит его, ибо дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять[1]
В первой концепции постоянно возникает соблазн непосредственного описания объекта в одномерном поле сознания, строится некий универсальный «идеальный тип» «менеджера», «инженера», «технолога» с «вечными» категориями и понятиями, такими как «компетенция», «профессиональный опыт», «компетентность», «инициативность», «аналитико-прогностические способности», «ответственность», «умение хорошо спланировать свою работу» и т. д. Система дисциплин, их структура, их отношение друг к другу группируется вокруг задач обеспечения «административной среды», «должности», «госслужбы» и т. д. В конце концов оказывается, что такая система подготовки создает эффект «частичного» управленца, либо специалиста, персонифицирующего лишь какую-либо функцию. Именно поэтому понятие «должность» является в ней центральным, а позитивистский набор и расстановка дисциплин закрепляет этот эффект. По этой логике в этой системе подготовки не нужна вообще никакая общегуманитарная основа, например, знание эстетики, истории философии или теории и истории культуры. Одним из следствий такого обучения является то, что такой «госслужащий», «менеджер», «специалист» не способен разбираться в тонкостях социума и начинает создавать рынок англо-саксонского образца в том пространстве и времени, в которое он совершенно не вписывается.
Настоящее методическое пособие основано на второй концепции, исходящей из того, что государство формируется прежде всего на почве духовной культуры и правосознания, и полноценная экономика держится именно на этих «китах». Рынок в России сталкивается с социокультурным контекстом, отличающимся от западноевропейского, американского и т.д. М. Вебер, а в России - С. Булгаков показали, что «дух капитализма» приходит только из культурно-этического начала, и поэтому, скажем, для европейского капитализма решающим фактором было появление протестанской этики, для нашей страны большую роль имели предпосылки, содержащиеся в реглигиозно-культурных традициях. Успехи Китая и Индии невозможно объяснить феноменологически, исходя их технологических предпосылок. Секрет находится в этических системах этих стран, сформировавшихся много столетий назад.
Самое важное, что нужно будет сделать менеджерам и инженерам нового поколения - понять именно этот исторический факт. Им также придется воспринять комплекс идей, систему представлений, на которых могли бы интегрироваться все сознательные и бессознательные структуры, могущие собрать нацию. Речь идет не просто о применении партий, группировок, структур власти, различных субкультур, в том числе и национальных, а о модели пути, на котором могли бы сложиться новые социальные отношения, причем в тяжелейших условиях, когда в исходном пункте мы имеем разваливающееся общество. Будущему менеджеру придется налаживать нормальную экономическую жизнь в условиях дезорганизации не только производства, связей между регионами, но и духовной и эмоциональной сферы. Именно здесь очень высокие требования будут предъявляться к его общекультурной и социологической подготовке. Поэтому специальные предметы в обучении должна ложиться на глубокий общекультурный фон.
Комплекс экономических, правовых, общеобразовательных и гуманитарных дисциплин в идеале группируется вокруг единого начала. Таковым может быть комплекс наук, описывающим общество и человека. Поэтому менеджер и специалист должен быть прежде всего социологом, тонко реагирующем на среду. При этом существует необходимость в знании состояния стратификации общества. Подобное знание дает ясное представление о групповой динамике, расслоении общества, расстановке интересов самых разнообразных социальных категорий населения. Данное пособие не претендует на полноту описания вопроса, но оно построено на этой парадигме.
Данное пособие соответствует ГСЭ.Ф.6 «Социология» и соответствует Госстандарту.
Его структура:
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
[1] См. Ильин И.А. О русском национализме. Что сулит миру расчленение России. - Новосибирск. - 1991. - с. 234.