В современном образовательном пространстве проблема развития интереса младших школьников продолжает оставаться одной из важнейших, т.к. познавательный интерес является значимым фактором для активности и успешности обучения в школе. Низкий познавательный интерес к урокам русского языка, безусловно, снижает развивающую и воспитывающую роль учебного материала.
Введенный в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, ориентирован на становление личностных характеристик выпускника активно и заинтересованно познающего мир, где основной образовательной программы является и осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Проблема развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста тщательно изучена отечественными психологами и педагогами. В психолого-педагогической литературе познавательный интерес наиболее широко исследован в работах Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, В.Ф. Одоевским, В.В. Репкина, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, К.Д. Ушинского и др. Но, в данных исследованиях недостаточно уделено внимание методам, направленных на развитие познавательного интереса к урокам русского языка на факультативных занятиях.
Поэтому, нами была составлена программа факультативного курса «Волшебный ключ к знаниям», с целью развития познавательного интереса младших школьников к урокам русского языка, для учеников 2 класса.
Программа решает следующие задачи:
1) расширение и углубление программного материала;
2) развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
3) воспитание любви к великому русскому языку;
4) пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка и над своей речью.
Экспериментальная работа проводилась с октября месяца 2010 года.
Каждое занятие построено таким образом, что происходила частая смена видов деятельности, при этом соблюдался принцип от простого к более сложному. Кроме традиционных методов мы использовали и нетрадиционные: такие как дидактическая игра, эмоциональной окраски; создания ситуаций новизны и актуальности, метод проектов.
При апробации факультативного курса успешное развитие познавательного интереса младших школьников к урокам русского языка обеспечивалось через разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактические игры, литературные викторины, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, решение и разгадывание загадок, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки, творческие задания, игровые споры. Они позволили показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир русского языка.
Метод эмоциональной окраски, в свою очередь пробуждал у детей положительное отношение к учебной деятельности и являлся первым шагом на пути к развитию познавательного интереса. Дидактические игры развивали самостоятельность детей, побуждали к новому поиску знаний, поддерживали интерес и стремление детей к познавательной деятельности. Ценность метода проектов в том, что они требовали от учащихся применения усваиваемого материала в новых усложненных ситуациях, проявления творческого отношения к выполнению задания.
Творческие задания способствовали развитию интереса и усвоению пройденного материала. Занимательные упражнения на занятиях факультатива обеспечивали большой простор и для творческих проявлений детей.
Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод, что факультативная работа с детьми с использованием нетрадиционных методов способствует развитию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.