Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

Тема духовного возрождения человечества чрезвычайно важна потому, что воистину значительное изменение в истории человечества произойдёт лишь тогда, когда совершится перемена в самом человеке. Вероятно, человек должен измениться так, чтобы преобразился весь ход мировой истории. Каждой цивилизации приходится сталкиваться с разного рода проблемами. Если она не в состоянии была их разрешить, нация или народ терпели неудачу. И цивилизация эта исчезала. Из всей истории развития цивилизации поражает феномен Древней Греции. Почему такая маленькая страна дала миру более десятка наук? В чем же причина этого феномена? Истоки следует искать в системе воспитания, существовавшей в греческих полисах. В основе этой системы было искусство, поощрялись нравственные поступки, ответственность за них и самостоятельность ума. Воспитание через культуру раскрывали широкие возможности нравственного поведения. Духовно - нравственное воспитание открывало возможности для образованности. Многочисленные философские школы Древней Греции имели основной оптимистический подход к рассмотрению жизненного пути человека, утверждая, что сила духа человека сохраняется, не смотря на удары судьбы. Они выражали надежду на то, что человек может оставаться счастливым при условии, если будет жить в согласии с природой. Оптимизм человека связан с его правом стать хозяином своей судьбы и быть ответственным за нее. Почему сегодня так много стали говорить о духовности? Много раз высказывались мнения о том, что нужна духовная перестройка в жизни нашего общества. Нет другого обретения человеком, чем обретение природного права на жизнь и естественного права на развитие природных сил. Духовность умножить нельзя. Она лишь утверждается добрыми делами. Но она не может утвердиться в жизни общества, если ее не примет цивилизация. Точно также и цивилизация обернется катастрофой, если будет все покупаться ценой попрания духовности. Создается впечатление, что человечество от цивилизации снова идет к дикости. В образовательной сфере сегодня нет духовной власти. Духовная власть в образовательной сфере - это наподобие власти народного трибуна в Древнем Риме. Она может положить вето на любое мероприятие, на любое средство массовой информации, если оно расходится с нормами морали. Духовную власть в образовательной сфере можно сравнить с тормозом автомашины. Сегодня образовательная машина мчится без тормозов под уклон в пропасть. Обезумевшие "водители" слышат лишь советы неразумных и смело правят в бездну информатизации и педагогических технологий, принимая эту систему обучения за всеобщее спасение будущего детей. Сегодня, когда образование вверглось в пучину бездуховности, безудержной стала жизнь в жажде материальных благ и личного богатства. Кажется странным утверждением, что именно наука на протяжении многих веков была и остается одним из лидеров по теоретическому и практическому осуществлению духовно - нравственного образования. Однако бездуховность в образовании порождает ряд проблем, которые были вскрыты нами в результате обследования более двух тысяч учащихся с 5 по 11 класса с 2002 по 2007 гг. и 2009-2011 гг. Это падение духовных интересов, духовных ориентиров и духовных авторитетов. Результаты исследования свидетельствуют о том, что духовные интересы составляют: к искусству 8,7 %, к спорту 37 %, к книге 8,1 %, к труду 1,2 %, к заботе о животных 3,7 %, к природе 11,9 %. Но распространены интересы к встречам с друзьями, прогулки по вечерам и развлечениям (62 %), подарки и покупки (58 %), деньги (48 %), пиво (28 %). Такие духовные ориентиры, как люди, нуждающиеся в помощи, и проявление к ним сочувствия и соучастия составляют 5,3 %. Снижается память и ухудшается эмоционально - положительное восприятие таких жизненно важных духовных авторитетов, как родители и учитель. Дети испытывают равнодушие к родителям (38-46 % в зависимости от возраста) и к учителям (37-48 % в зависимости от возраста, но усиливается к 5, 9 и 11 классам). Это обстоятельство приводит к конфликтам с родителями и учителями. Падает статус семьи, наблюдается жестокое обращение взрослых с детьми. Увеличивается число подростковых суицидов, подростковой преступности и подростковой проституции. Детские самоубийства - это новое явление. Психика перестает реагировать на сильные раздражители, и она выставляет блок: перестает реагировать на страх. Теряется природная способность к жалости, сочувствию и слабеет сила духа. Ненормальность поведения многих детей обусловлена на неестественно организованных ритмах, когда их души настраиваются на заданной частотности. В этой связи они не могут воспринимать красоту окружающей природы и мира, в котором они живут. Все искусственное, отличающееся от природной красоты, приводит к разбалансировке психики, вызывает ассимитрию в возбуждении и торможении нервной системы.

Духовность - это система, в которой заключена целостная картина внутреннего мира человека: культура поведения, этика отношений, мораль творческого взаимодействия и нравственность человеческого бытия. Условия духовного возрождения вырабатывались веками при четком разделении функций: искусство сохраняло духовную культуру, учило творить красоту собственной жизни, религия не подменяло светскую власть, но защищала веру человека в этику абсолютного добра, укрепляя храм души. Наука создавала условия для понимания законов развития природы и человека в ней, регулируя взаимодействие человека в природе и обществе. Нравственность человека должна быть стержнем его души, гарантом прочности его бытия в обществе. Для реализации устойчивого духовного преобразования необходима интеграция человека: его культуры, этики и морали в единую духовную систему нравственности. А нравственность упражнять добрыми делами в структуре духовной организации образовательной сферы. Если мы будем размышлять о будущем мира, то важно помнить о том, что его природа вечна и движется постоянно по духовной вертикали времени и не меняет своего направления. Нам бы научиться слышать голос Матери - Природы, со страданием взирающей сегодня на деяния своих непутевых «водителей» компьютерной машины. Но, несмотря на это остается энергия жизни - дух, жажда земного счастья, при котором мы чувствуем, как народ определяет свою культуру. Вся эта сила духа обладает действительной силой. И тогда вновь встает вопрос, который ставился вначале. У нас и сейчас нет ответа. Какова степень влияния ретроспективной памяти на возврат духовной культуры определить невозможно. Предположим, ее влияние может быть великим. Пусть так, но возникают новые вопросы. Какое будущее ожидает наших детей не только в социальном, но и в психофизиологическом плане? Не грозит ли человечеству рассогласование между его психофизиологической природой и объективными тенденциями ускорения технологии педагогического процесса? Какие меры нужно принять, чтобы предотвратить это рассогласование? И вновь, кажется, что ретроспективная память пугает нас о возврате варварства и злодейства, а может быть совести?

Таким образом, вопрос о возрождении духовности и становлении разума человека - самый главный в сфере образования, так как имеет непосредственную связь с эволюцией человечества. Поэтому от постановки данного вопроса зависит многое, зависит судьба, как отдельного ребенка, так и всех детей на земле. Если прошлое навевает о прекрасном золотом веке, о мирном сотрудничестве, то оно ещё может быть вернётся. Если мы отвергнем историю, то можем отвергнуть и жизнь. Мы же говорим: духовность - это стержень, фундамент здания образования. Тогда мы сможем не отворачиваться от корней своих, полюбить их святость, которая демонстрировала еще в древности зачатки духовности на основе ноосферной нравственности, ибо ноосфера разума формируется сначала в душе человека.