Студенты младших курсов еще не сформированы для оценки качества прочитанной лекции, поэтому они в большей мере ориентируются на личность преподавателя: внешний вид, тембр голоса, умение общаться с аудиторией. Первокурсников привлекает доброжелательность, хорошая дикция, грамотная речь, правильно расставленные ударения, спокойное изложение материала, акцентирование на главном в излагаемой теме, использование клинических примеров. Все это представляется для студентов младших курсов интересным и заслуживающим внимания.
Если лектор не ограничивается использованием материала доступных для студентов учебников, хорошо иллюстрирует материал, использует «обратную связь», задавая студентам по ходу лекции вопросы по пройденному, в таких случаях студенты активно участвуют в лекции, лучше запоминают. Пересказ материалов учебника представляется нецелесообразным.
Монотонное убаюкивающее чтение материала приводит к тому, что внимание студентов рассеивается, они перестают слушать, занимаются посторонними делами, разговаривают. Окрики лектора редко могут возыметь действие.
Лекция должна нести систематизирующий, разъясняющий характер, ее роль - увлекать и побуждать к изучению предмета. Нельзя перегружать ее деталями, все частное и конкретное нужно перенести на самостоятельную работу и практические занятия. Внимание студентов привлекает смена слухового восприятия зрительным, поэтому использование иллюстративного материала при изучении морфологии человека является обязательным. Это могут быть слайды, муляжи, таблицы, учебные фильмы, презентации, рисунки на доске.
Студенты 1-2 курсов еще не умеют конспектировать материалы лекций, поэтому представляется правильным главные основополагающие материалы лекции представить в виде текстовых слайдов, можно подчеркнуть важные моменты голосом, сказав, что это следует записать.
Резкие окрики по отношению к студентам, нарушающим дисциплину, предложения покинуть аудиторию не способствуют приобретению знаний, студенты начинают пропускать лекции этого преподавателя, интерес к предмету падает.