Для ускоренного развития национальной экономики, внедрения инновационных подходов, нанотехнологий, повышения производительности труда, закрепления России в освоении новых природно-сырьевых месторождений, особенно Арктической зоны, Россия должна основываться на интеллекте и знаниях, на образовательном, научном, творческом достоянии ее граждан.
Не случайно среди вызовов экономическому росту в России называется отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала. Ведь на современном этапе общественного и экономического развития именно от величины и качества человеческого капитала в первую очередь зависит экономическая эффективность производства, а общий социально-экономический уровень страны напрямую зависит от способности государства и общества обеспечивать развитие и реализацию человеческого потенциала граждан.
Наука, образование, культура, высокие социальные стандарты, рациональные взаимоотношения с природой, физическое и психическое здоровье, трудовая, предпринимательская активность - таковы факторы, определяющие темпы и качество экономического роста в XXI веке. Сегодня уже не надо доказывать, что вложения в человека являются не обременительными издержками, а самыми эффективными инвестициями.
Семь-десять лет назад, исследуя проблему сохранения и развития человеческого потенциала субъектов Северо-Арктического региона России, я вынуждена была констатировать, что северные регионы, имея достаточный экономический - в первую очередь, экспортный - потенциал, постепенно утрачивают человеческий капитал, способный обеспечить устойчивое и динамичное экономическое развитие современного типа. Во всех анализируемых субъектах Российской Федерации снижение числа проживающих сопровождалось ухудшением качества человеческого потенциала.
При этом категорию «человеческий потенциал» я рассматриваю как интеграцию двух базовых понятий: человеческий капитал и качество жизни. Следовательно, при оценке человеческого потенциала нужно учитывать не только экономический аспект вложений в человека, но и характеристику социальной среды, которая формирует личность этого человека, систему его ценностей и предпочтений, структуру его интересов, степень активности и т.д., а также качество жизни населения (которое характеризуется прежде всего такими показателями, как уровень здравоохранения и образования, степень занятости населения, уровень его благосостояния, экология, безопасность и права человека).
По всем этим показателям самой неблагополучной в 1999-2001 годах являлась Архангельская область. Положение усугубляло то, что у нас был самый высокий процент малоимущих и самая низкая доля благосостоятельных слоев - 4/5 от среднероссийского уровня. Соответственно, величина индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в Архангельской области была значительно ниже, чем у наших соседей по региону.
Индекс развития человеческого потенциала Российской Федерации и Архангельской области
Субъекты РФ |
Душевой ВРП, ППС*, долл. США |
Индекс дохода |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
Индекс долголетия |
Доля учащихся среди возрастов 6-23 года, % |
Индекс образования |
ИРЧП |
Рейтинг по ИРЧП |
Российская Федерация 1999 г. 2008 г. |
7 473 16 092 |
0,720 0,848 |
66,0 67,88 |
0,683 0,715 |
74,0 75,0 |
0,910 0,913 |
0,771 0,825 |
|
Архангельская область 1999 г. 2008 г. |
5 783 14 368 |
0,677 0,829 |
64,0 66,94 |
0,649 0,699 |
66,6 70,0 |
0,885 0,895 |
0,737 0,808 |
65 21 |
На одном из заседаний Экспертно-аналитического совета при Главе администрации Архангельской области, когда я предложила ввести индекс человеческого развития в качестве одного из индикаторов для оценки социально-экономического развития области, один из коллег ответил, что ИРЧП подобен средней температуре по больнице. А так широко используемый всеми показатель среднедушевых доходов населения и масса ему подобных - не средняя температура по больнице?
Разумеется, для более глубокого анализа уровня и качества жизни населения используются различные индикаторы и методики комплексной оценки регионов, учитывающие как региональные различия, так и динамику позитивных и негативных процессов в их социальном развитии, уровень социальных бед и уровень социальных гарантий. Но ИРЧП, величина которого выражается в относительных единицах измерения и который учитывает как экономическое состояние территории, так и эффективность вложений в ее социальное развитие, является, на мой взгляд, важнейшим интегральным показателем, характеризующим и уровень социального и экономического развития, и состояния человеческого капитала.
Начало экономического роста и социальной стабилизации позволило преодолеть негативную тенденцию снижения величины человеческого потенциала. Экономический подъем в Архангельской области сразу же нашел отражение в величине ИРЧП. Рейтинг области по этому показателю переместился с 65 в 1999 году на 21 в 2008 году.
Но, справедливости ради, следует отметить, что прогресс обусловлен экономическими успехами, и в первую очередь, ростом валового регионального продукта в Ненецком автономном округе, макроэкономические показатели которого в статистических данных учитываются в составе Архангельской области. В итоге ВРП на душу населения возрос почти в три раза. На основании вышеизложенного можно констатировать, что у нашего региона появились экономические возможности для ведения эффективной социальной политики, направленной на человеческое развитие.
Для разработки и реализации стратегии социального развития Архангельской области и НАО необходимо выявить самые уязвимые места в функционировании социальной сферы, определить приоритеты региональной социальной политики и наметить первоочередные мероприятия по повышению уровня и качества жизни населения.
К самым болезненным проблемам региона относится в первую очередь низкий уровень благосостояния населения. По данным Архангельского облстата, доля доходов с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2010 году в Архангельской области 15 % всего населения. В Ненецком автономном округе, регионе со сверхвысокой прибыльностью производственной деятельности, 7,1 % населения живут за чертой бедности. При низком уровне заработной платы невозможно создать средний класс, добиваться высокой производительности труда, снижения текучести кадров, внедрения новой техники и технологий.
Несомненно, дальнейшее развитие нашего региона связано прежде всего с решением проблем развития производства. Но без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и других отраслей социальной сферы нельзя развивать экономику, увеличивать объемы производства и реализации товаров и услуг, что требует внимательного и заинтересованного отношения к социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.
При правильном подходе сама социальная политика, требуя значительных финансовых средств на формирование и развитие, может и должна оказывать активное влияние на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику.