Проблема воспроизводства человека - одна из сложных и актуальных в философии, психологии и педагогике. Для сферы образования поиски ответов на вопросы «как?» являются приоритетными. Проблема воспроизводства субъектности, нададаптивной активности, преобразовательного потенциала каждого человека не сводится к освоению накопленного социального опыта или имеющейся системы знаний. Необходимо обосновывать возможности выхода за пределы известного и достигнутого, многообразие и вариативность процессов воспроизводства субъектного потенциала человека.
Автор предлагает оригинальный подход к решению вопросов воспроизводства субъектности человека на индивидуальном уровне его бытия. Во-первых, предложен авторский вариант переосмысления концептуальных оснований антропологии Л. Фейербаха, в котором показаны возможности применения антропологического принципа « Я - ТЫ» при акценте на индивидуальном бытии и индивидуальности человека. Во-вторых, обосновывается принципиальная со-бытийная природа целостности индивидуального бытия человека, что обязывает автора ставить и решать вопросы о со-бытийной природе его конечности и бесконечности, уникальности и универсальности, а также его атрибутов: социальных потребностей, пространства и времени, эксцентричности как необходимости выхода «за» при сбывании индивидуальности. В третьих, удаётся раскрыть содержание характеристик и компонентов со-бытия в циклическом процессе индивидуализации, направленном как внутрь, так и вовне индивидуальности человека. В четвёртых, даётся обоснование со-бытийной природы гуманизма, природосообразности, культуросообразности как принципов образования человека.
Во второй части монографии раскрывается направленность образования человека к целостности и полноте индивидуального бытия как со-бытия. Автор, реализуя экзистенциальный подход, рассматривает проблему субъектности в современном образовательном учреждении, смысл и цель целостности индивидуального бытия в образовательных процессах, со-бытийное оформление этапов развития субъектности индивидуальности, реализацию антропологического принципа при диалогизации и диалоге как педагогической норме, смыслообразование в педагогическом взаимодействии.
Со-бытийная природа воспроизводства и интенсификации развития субъектности обучающихся позволяет автору обосновывать возможность преодоления когнитивной ориентации образования и показать возможность освоения его содержания в деятельностном сбывании со-знания, со-чувствия, со-общения, со-действия и со-вести как необходимых компонентов целостности индивидуального бытия.
Предлагается и природу деформаций индивидуальности в образовательном процессе рассматривать на основе деформаций со-бытия и со-бытийной природы субъектности в целостности индивидуального бытия человека. Такие возможности показаны при анализе педагогического насилия как деформации диалога в авторитарной педагогике, при таком феномене как «обида», когда «трудные» подростки переживают своё игнорирование или отвержение со стороны педагогов или сверстников, коррекция негативного влияния одиночества в подростковом возрасте, социально-педагогическая реабилитация подростков с церебральным параличом. Монография В.А. Герта является продолжением его исследования, опубликованном в 1996 году в Екатеринбурге. Само понятие «субъектность индивидуального бытия» в отличие от понятия «субъектность человека» имеет методологический потенциал для педагогики и находится в начале научного осмысления.
В целом монография актуальна и её публикация имеет ценность для педагогов, психологов, философов и культурологов.