Целью нашей работы явилось изучение факторов здоровьесбережения в вузе в аспекте новой парадигмы образования. Новая парадигма образования в связи с массовой компьютеризацией внесла новую проблему - проблему воздействия на человека электромагнитных полей. Напряженность электрического поля низких частот превышает ПДУ в 2002 г. в 3,6% случаев; в 2006 г. в 20% случаев, в 2009 г. - в 1,9% случаев, что зависит от эффективности заземления и правильного распределения системы электропитания. Напряженность электрического поля высоких частот в 2002 г. на всех рабочих местах в пределах ПДУ; в 2009 г. 1,1% замеров превышает ПДУ, что связано с конструктивным решением компьютеров. Плотность магнитного потока низких частот превышает ПДУ в 2002 году в 0,7% случаев, в 2009 г. в 7 % случаев; высоких частот - в 0,4% случаев. Наши исследования показали, что количественный и качественный состав пыли не зависит от дня недели, этажности здания, но находится в прямой зависимости от соблюдения санитарно-гигиенического режима, качества влажной уборки и обеспыливания оборудования, ношения сменной обуви. Основная масса пылинок (до 80%) имеет размер от 0,3 до 0,4 мкм. Содержание количества аэрозолей химических веществ зависит от эффективности вентиляционных систем. Так, если в 1997 году 12,5% проб на содержание в воздухе формальдегида имели превышение ПДК в 1,5 раза; в 1999 году - в 1,3-4,8 раз, то в 2006 году все пробы были в пределах ПДК. Низкая освещенность зависит от правильного конструктивного решения распределительных систем освещения. Если в 1997-1999 гг. заднее естественное освещение было в 8% аудиторий, то в 2008 году - в 0,9 %. Искусственное освещение в 1997 году ниже ПДУ в 40% аудиторий и кабинетов, в 2009 году - в 6,6%. Микроклиматические условия учебного процесса зависят от соблюдения режима проветривания, эффективной системы отопления. Так, температура воздуха в 1998 году не соответствовала ПДУ в 78% помещений, в 2009 году - в 4%. Относительная влажность воздуха в 1998 году не соответствовала ПДУ в 75% случаев, в 2006 году в 23,6 % случаев. Превышение шума в 2009 г. отмечено в 4,4% случаев. При работе студентов в столярных мастерских шум превышает ПДУ на 10-16 дБА, что требует обязательного использования средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Выводы:
1. Комплексное исследование факторов среды обитания позволило выявить неблагоприятные физические и химические параметры, очаги их концентрации и распространение по площади вуза, что дает возможность своевременно устранить вредный фактор и разработать превентивные мероприятия по обеспечению оптимальных условий организации и проведения учебного процесса.
2. Превентивные коррекционные здоровьесберегающие мероприятия внутри вузовского образовательного пространства включают: создание благоприятных психогигиенических условий обучения и проживания; снижение стрессорных факторов, создание благоприятного социально-психологического климата; разработку и внедрение организационно-педагогических мероприятий по оптимизации учебного процесса. Улучшение качества питания; профилактику вредных привычек и рискового поведения (профилактику сексуально передаваемых заболеваний). Основой коррекционных и реабилитационных мероприятий психофизиологического состояния организма является диагностика здоровья. К превентивным мероприятиям относится процесс обучения рекреационным технологиям - технологиям восстановления работоспособности.