Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, занятого преподавательской работой в образовательных учреждениях высшего профессионального образования является стандартной процедурой, а обязанность прохождения краткосрочного обучения педагогов не реже одного раза в пять лет закреплена в ряде нормативных актов и учитывается как обязательный критерий при переизбрании преподавателей и их назначении на более высокую должность. Вместе с тем, стандартная программа повышения квалификации преподавателей включает в себя, главным образом, разделы по клинической специальности и педагогике высшей школы, оставляя «за кадром» ряд других актуальных вопросов.
Решение задач совершенствования участия медицинского вуза в оптимизации региональной системы здравоохранения поставили перед учеными-медиками проблему усиления взаимосвязи с практическим здравоохранением, особенно в такой достаточно деликатной сфере как экспертиза качества оказанных лечебными учреждениями и оплаченными медицинскими страховыми компаниями медицинских услуг. После формирования в университете корпуса экспертов стало понятно, что даже чрезвычайно высокий уровень профессиональной подготовки по отдельной клинической специальности еще не в полной мере обеспечивает успешность экспертной деятельности, как правило, даже высококвалифицированные преподаватели недостаточно владеют минимумом знаний вопросов общественного здоровья и организации здравоохранения, необходимых для работы в системе медицинского страхования.
Это поставило задачу по организации краткосрочного тематического усовершенствования для подобранной группы преподавателей-экспертов в области организации здравоохранения и оценки качества медицинских услуг.
Численность отобранной для работы в качестве экспертов группы лиц из числа профессорско-преподавательского состава клинических кафедр составила 85 человек. Среди них: доля заведующих кафедрами составила 41,2%, профессоров кафедр - 11,75%, доцентов - 9,40%, ассистентов - 37,65% от общей численности группы. 3,5% не имели ученой степени, 47,0% - являлись кандидатами медицинских наук и почти половина группы - 49,5% была представлена докторами медицинских наук.
Ученое звание профессора было у 47,0% экспертов, 41,2% имели ученое звание доцента и 11,8% от общего числа преподавателей не имели ученого звания.
Высшую врачебную категорию по соответствующим медицинским специальностям имели все члены группы (четыре человека не указали в анкете наличие или отсутствие у них врачебной категории).
В диаграмме 1 характеризуется распределение курсантов (врачей экспертов из числа профессорско-преподавательского состава университета) по медицинским специальностям. Для упрощения изложения материала всех специалистов распределили на три группы. К основным специальностям были отнесены: терапия, педиатрия, хирургия, стоматология, инфекционные болезни и акушерство и гинекология. В группу редких специальностей вошли: анестезиология, аллергология, дерматовенерология, детская хирургия, неврология, оториноларингология, психиатрия, судебная медицина, травматология, урология и эндокринология. В третьей группе представлены такие медицинские специальности как: клиническая фармакология, нейрохирургия, неонтология, офтальмология, сосудистая хирургия, фтизиатрия и эпидемиология. Всего в группе экспертов - специалисты по 24 медицинским специальностям.
Диаграмма 1. Распределение курсантов по медицинским специальностям
Таблица 1.
Характеристика возрастного состава группы курсантов-экспертов
|
< 41 года |
41 - 50 лет |
51 - 60 лет |
61 - 70 лет |
> 70 лет |
Итого |
Доля курсантов в % |
9,41 |
32,94 |
25,88 |
28,24 |
3,53 |
100,00 |
В табл.1 представлены данные по возрастному составу группы профессорско-преподавательского состава (врачей-экспертов), зачисленной на краткосрочный цикл тематического усовершенствования по общественному здоровью и здравоохранению «Экспертиза качества медицинских услуг», а в табл.2 - материалы характеризующие опыт работы в здравоохранении этой группы специалистов. Необходимо отметить, что из 85 учащихся краткосрочного цикла только 5 человек, в различные периоды своей профессиональной карьеры, имели опыт работы на организационных должностях здравоохранения (главные врачи лечебных учреждений или их заместители).
Таблица 2.
Распределение курсантов по медицинскому стажу
|
До 15 лет |
15 - 24 года |
25 - 34 года |
35 - 44 года |
45 и более лет |
Итого |
Количество курсантов в % |
5,88 |
24,71 |
32,94 |
29,41 |
7,06 |
100,00 |
Приведенные данные позволяют охарактеризовать группу экспертов как коллектив врачей, весьма высоко подготовленных в своих специальных медицинских областях, имеющих большой стаж профессиональной деятельности и общественное признание (ученые степени, звания, квалификационные категории) своего уровня подготовки. Вместе с тем, для специалистов столь высокого уровня, занятых клинической деятельностью, вполне характерным (за редким исключением) является недостаточное внимание к вопросам организации здравоохранения, и, соответственно некоторые пробелы в знаниях, связанные с вопросами общественного здоровья.
Преподавание на описываемом цикле было организовано по классической схеме, широко используемой в образовательных учреждениях последипломной подготовки врачей - цикл представлял из себя тематическое усовершенствование (ТУ) продолжительностью 72 часа (две недели) по модифицированной для обучаемого контингента программе «Экспертиза качества медицинских услуг». В программу были включены лекции, лекции-дискуссии, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа. Началу цикла предшествовала традиционная оценка уровня базовой подготовки курсантов по итогам проведения компьютерного тестирования [1, 4] по разделам общественного здоровья, которые предполагалось обсудить в ходе изучения материала.
В качестве итогового контроля (подведения итогов обучения) учащимся было предложено написание реферата по теме цикла с его рецензированием и защитой или прохождение итогового компьютерного тестирования по разработанным кафедрой комплексам вопросов, включающих в себя тесты первого и второго уровней.
Максимальная оценка, которую могли получить тестируемые как при оценке исходного уровня подготовки, так и при заключительном тестировании составляла 100% за каждое тестирование. В табл. 3 представлены результаты базового и итогового тестирования.
Таблица 3.
Сравнительные данные результатов тестирования
Оценка в % |
Базовый контроль знаний |
Заключительное тестирование |
Не аттестовано |
11,76 |
11,76 |
Уклонились от тестирования |
11,76 |
0,00 |
0 - 25,0 |
5,88 |
0,00 |
25,1 - 50,0 |
49,41 |
4,71 |
50,1 - 75,0 |
16,47 |
28,24 |
75,1 - 100,0 |
4,71 |
55,29 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
К группе «не аттестованные» отнесено 10 курсантов, которые в силу различных причин посетили не более 2-3 дней занятий, работа с которыми перенесена на следующий цикл тематического усовершенствования. В силу ряда независящих от кафедры факторов (личное отношение к компьютерным тестам, неприятие системы оценки знаний, невозможность публичной демонстрации пробелов в сумме остаточных знаний и т.п.) 10 курсантов (11,76%) уклонились от участия в исходном - базовом контроле знаний по предмету [5]. С учетом этого и был предложен альтернативный вариант оценки эффективности подготовки на цикле в виде рецензируемого и защищаемого реферата. Успешно подготовленный и защищенный реферат оценивался в 88,00%. Из общего числа обучавшихся 19 человек (22,35%) предпочло воспользоваться такой возможностью, остальные 56 человек (65,88%) подверглись итоговому компьютерному тестированию.
Как видно из приведенных данных, уровень базовых знаний (знаний на начало цикла) по общественному здоровью и здравоохранению у описываемой группы курсантов, был, как и следовало ожидать, весьма невысоким (в целом более 60% курсантов получили оценку ниже 50,00%), лишь около 5% (4 человека) тестируемых получили оценку в диапазоне выше 75% от возможного максимума [2]. Заключительное тестирование показало, что даже краткосрочное целенаправленное обучение позволяет систематизировать имеющиеся знания, расширить их и перейти в режим «знаний-умений», что и проявилось в результатах: более 80% учащихся получили оценку в диапазоне 51-100 %, в том числе 55,29% (47 человек) показали знания выше 75% от возможной 100 бальной суммы. Следует отметить, что столь высокая эффективность краткосрочного обучения в значительной мере связана с составом группы - научно-педагогические работники высокой квалификации, это контингент, умеющий нестандартно мыслить, работать самостоятельно и в сжатые сроки усваивать и переосмысливать, в том числе и новую (либо очень хорошо забытую!) информацию.
Общая оценка для каждого обучаемого складывалась из суммы баллов полученных в результате базового и итогового тестирования и проявленной в ходе обучения активности [3]. Каждый из критериев максимально оценивался на уровне 100% (по шкале соответствия баллов - %). Результаты общей оценки представлены в табл. 4.
Таким образом, как показали результаты проведения экспериментального цикла тематического усовершенствования, использование краткосрочных циклов для переподготовки высокоподготовленной целевой аудитории, сочетаемых с компьютерным тестовым контролем исходных знаний и результатов подготовки, является оптимальным как в ресурсном, так и в познавательном плане.
Таблица 4.
Итоги проведения цикла по показателю общей оценки
Общие баллы в % к максимальной сумме баллов |
Число курсантов в % к общему |
Всего человек |
Не аттестовано |
11,76 |
10 |
< 33 |
0,00 |
0 |
34 - 50 |
2,35 |
2 |
51 - 66 |
37,65 |
32 |
67 - 82 |
45,88 |
39 |
> 82 |
2,35 |
2 |
Итого |
100,00 |
85 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий. - М.: Адепт, 1998. - 217 с.
- Гладковский В.И., Гладыщук А.А., Панасюк И.М. Воспитательные функции рейтинговой системы оценки знаний (РСОЗ) // Высшая школа: состояние и перспективы. - Минск: РИВШ БГУ, 1997. - 107 с.
- Зайцева Л.В. Некоторые аспекты контроля знаний в дистанционном обучении // Сборник научных трудов 4-й международной конференции "Образование и виртуальность - 2000" - Харьков - Севастополь: УАДО, 2000, - с. 126 - 131.
- Lee S.H., Wang C.J. Intelligent hypermedia learning system on the distributed environment // ED-MEDIA/ED-TELECOMS´. World Conference on Educational Multimedia / Hypermedia and World Conference on Educational Telecommunications. - AACE, 1997, - p. 625-630.
- Zaitseva L., Boule C. Student models in Computer-based Education // Proceedings of the 3rd IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. ICALT 2003. - Athens, Greece, 2003, - p. 451.