Цели профессионального образования можно рассматривать с двух позиций: 1) в контексте готовности специалиста по отдельным профессионально важным показателям; 2) общая успешность деятельности в выбранной профессиональной сфере. Второй подход, являясь более общим, включает исследование вопросов, связанных с компетенциями и профессиональными способностями. Полученные компетенции образуют потенциальную базу для формирования профессиональных способностей. Профессиональные способности характеризуются с позиций психологии и представляют собой способности приобретать умения в профессиональной сфере деятельности. В контексте новой парадигмы высшего профессионального образования особую значимость приобретает проблема формирования в процессе обучения профессионально значимых компетенций.
По степени общности в структуре содержания образования рассматривают иерархию компетенций: ключевые, междисциплинарные и предметные.
Анализ различных дефиниций компетенции в научно-педагогической литературе позволяет выделить в структуре компетенции три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: ценностно-ориентировочный, когнитивный и рефлексивно-волевой.
Понимая под компетенцией мультиплексное качество личности, характеризующееся готовностью и способностью к актуализации интеллектуального потенциала и опыта деятельности в решении проблем, представим классификацию ключевых компетенций профессионального образования по алгоритму общего способа деятельности:
- ценностно - ориентировочная компетенция, характеризующая мотивационный и ценностно-смысловой аспекты деятельности (поскольку мотивы и потребности личности обусловливают ее ценности и ориентиры): умение определять свою мотивационно-потребностую систему; умение формулировать свои ценностные ориентиры; умение расставлять приоритеты ценностей и целей; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственной системы ценностей; умение принимать ответственность за сделанный выбор и его последствия;
- общеинтеллектуальная компетенция представляющая собой содержательно-технологический аспект деятельности: понимание значения общенаучного теоретического фундамента для успешной профессиональной деятельности; стремление к научно-методологическому обеспечению своей профессиональной деятельности; владение фактологической системой ЗУН, обеспечивающей профессиональную деятельность; способность самостоятельно оценить достаточность своих знаний для решения профессиональных задач и при осознанной необходимости найти способы приобретения новых знаний;
- рефлексивно - волевая компетенция: умение определять причины, не позволяющие достичь поставленных целей; владение методами критического анализа своей деятельности; владение способами самоорганизации личности в направлении решения профессиональных задач; владение способами эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; умение определять пути дальнейшего саморазвития и самоактуализации в профессиональной сфере.
Как видно, в каждой из приведенных компетенций присутствуют все три в единстве. Это объясняется тем, что компетенция проявляется в деятельности. Успешность же деятельности определяется мотивационной и волевой готовностью к овладению знаниями, способами деятельности.
Таким образом, если считать ключевыми компетенциями профессионального образования ценностно-ориентировочную, общеинтеллектуальную и рефлексивно-волевую, то можно видеть, что любая другая компетенция развивает все три ключевые в единстве, при этом, развивая одну из ключевых компетенций, мы получаем развитие всех основных компонентов любой компетенции. Это и дает нам основание считать, что указанные ключевые компетенции составляют «базис в пространстве компетенций». Являясь генеральной целью профессионального образования, формирование и развитие базисных компетенций определяют целевую иерархическую систему профессионального образования.