В этом случае ГЭСУ представляет собой замкнутую дифференциальную передачу, позволяющую передавать мощность от ТД к ведущим колесам после делителя мощности (ДМ) двумя потоками. Замыкание мощностных потоков от ТД и ЭД посредством дифференциальной связи, для последующей передачи их через агрегаты трансмиссии (преобразующую часть (ПЧ)) и дифференциал (Д) к ведущим колесам, создает возможность для автоматизации такого типа электромеханической передачи и создания автоматической трансмиссии легкового автомобиля. Структурная схема гибридного автомобиля с такой ГЭСУ представлена на рис. 1. В этой конструктивной схеме, как и у любого гибридного автомобиля, применяется накопитель электрической энергии (НЭ), для дополнительной подзарядки которого установлен генератор (Г) электрической энергии.
Рис. 1. Структурная схема гибридного автомобиля при замыкании мощностных потоков от ТД и ЭД через ДСР
Возможны следующие потоки мощности. При движении с установившимися и близкими к ним скоростями передача мощности к ведущим колесам осуществляется по цепям ТД - ДМ - ДСР - ПЧ - Д и ТД - ДМ - Г - ЭД - ДСР - ПЧ - Д. Если разряжен НЭ, то в этом режиме движения дополнительно поступает энергия в НЭ по цепи ТД - ДМ - Г - НЭ. При необходимости реализации высоких крутящих моментов на ведущих колесах в ГЭСУ возникает дополнительно третий поток энергии по цепи НЭ - ЭД - ДСР - ПЧ - Д, т.е. поступает дополнительная энергия от НЭ. При торможении и движении накатом происходит рекуперация энергии по цепи Д - ПЧ - ДСР - ЭД - НЭ и ЭД работает в режиме генератора. При необходимости движения только на ЭД, при отключенном ТД, поток энергии к ведущим колесам осуществляется по цепи НЭ - ЭД - ДСР - ПЧ - Д. Структурная схема ДСР для разработанной ГЭСУ представлена на рис. 2.
I II III
Рис. 2. Структурная схема дифференциального (планетарного) согласующего редуктора, соединяющего ТД и ЭД в составе ГЭСУ: а - звено ЭД, b - звено ТД, Н - звено трансмиссии автомобиля (I, II, III - варианты работы планетарной передачи при заторможенных звеньях соответственно b - корончатое колесо, a - солнечное колесо и Н - водило)
Для проведения расчетных исследований и анализа этой конструктивной схемы разработана соответствующая математическая модель и программные средства. Следует отметить, что на начальном этапе исследований достаточно иметь математическую модель работы планетарного редуктора, позволяющую моделировать его динамику и определять частоты вращения различных звеньев от времени и скорости разгона автомобиля.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Автомобиле- и тракторостроение: проектирование, конструирование, расчет и технологии ремонта и производства», 15-20 июня 2007 г. Поступила в редакцию 22.02.2008.