Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ

Банкин В.Н.
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных характеристик для девушек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег».

В современном спорте уровень нагрузок подошел вплотную к биологическим пределам. Поэтому, дальнейший прогресс в области организации и методики тренировочного процесса будет осуществляться за счет поиска наиболее эффективных средств и методов при незначительном повышении объема и интенсивности рабочих нагрузок [3, 6-8 и др.].

Обращает на себя внимание подготовка легкоатлеток в возрасте 15 - 16 лет, что связано, прежде всего, с особенностями биологического формирования девушек. В этом периоде барьеристки согласно правилам соревнований [4-5] переходят от «детской» дистанции - бега на 300 м к олимпийскому виду бегу на 400 м. Это находит свое отражение в изменении энергообеспечения в процессе бега по дистанции, изменении ритмо - темповых характеристик техники бега, динамики скорости и обусловливает существенную коррекцию подготовки спортсменок. В связи с недостаточностью научных исследований по вопросам комплексного анализа подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 400 м с барьерами данная тема является актуальной.

Мы предполагали, что выявление закономерностей формирования физической, функциональной и технической подготовленности бегуний на 300 - 400 м с барьерами в возрасте 15 - 16 лет позволит определить особенности тренировки юных спортсменок в этом виде. Это дало бы возможность повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и заложить крепкую базу для повышения спортивной результативности в будущем.

Целью исследования было выявление особенностей подготовленности в годичном цикле тренировки бегуний на 300-400 м с барьерами в возрасте 15-16 лет, на момент перехода с «детской» дистанции (300 м с барьерами) на олимпийский вид (бег на 400 м с барьерами).

Задачи исследования.

1. Выявить динамику уровня физической, функциональной и технической подготовленности бегуний на 300-400 м с барьерами в возрасте 15-16 лет в годичном цикле тренировки.

2. Определить зависимость времени пробегания соревновательной дистанции от уровня физической, функциональной и технической подготовленности бегуний на 300-400 м с барьерами в возрасте 15-16 лет на разных этапах годичного цикла тренировки.

3. Выявить особенности формирования спортивного мастерства в момент перехода на олимпийскую дистанцию - бег на 400 м с барьерами в возрасте 15-16 лет.

Изучались показатели физической, функциональной и технической подготовленности спортсменок 15 - 16 - летнего возраста на трех этапах: конец предыдущего соревновательного периода (этап № 1 - сентябрь), зимний соревновательный период (этап № 2 - январь), летний соревновательный период (этап № 3 - июнь). Показатели со статистически достоверными различиями представлены в таблице 1.

С целью решения поставленных задач применялись общепринятые в теории и методике спорта [2, 7] средства и методы исследования. Педагогические тестирования осуществлялись в г. Львове (Украина) на базе стадиона «Динамо». Контроль за функциональной подготовленностью осуществлялся в НИИ НУФВиС Украины (г. Киев) по ранее описанной методике [2]. Показатели технической подготовленности снимались с использованием телеметрической аппаратуры [2]. Полученные данные обработаны с использованием стандартной статистической программы «Statistica 6.0».

Данные, полученные в ходе исследования уровня физической подготовленности (n=21), свидетельствуют о достоверном улучшении уже к зимнему соревновательному периоду по показателям, характеризующим общую выносливость (3000 м) и скоростно-силовые качества (10-й прыжок с/м). К летнему соревновательному периоду к вышеперечисленным добавились еще и показатели скоростных качеств (30 м с/х) и специальной выносливости (100 м с 2-я барьерами, 300 м, 400 м). Данный факт соответствует ранее выявленному [1] и подтверждает гетерохронность улучшения показателей физической подготовленности и соответствует многолетней этапности становления спортивного мастерства в беге на 300-400 м с барьерами [1, 7].

Из всех исследованных показателей функциональной подготовленности (n=16) в табл.1 представлены лишь те, которые статистически достоверно различаются. К зимнему соревновательному периоду достоверных изменений не зафиксировано. Очевидно, что 3-4 месяца тренировки по новой программе - бег на 400 м с барьерами, недостаточно для создания новой структуры функциональной подготовленности. А вот к летнему соревновательному периоду такие изменения произошли по следующим показателям: экономичности (МПК/ЧСС), реализации (КЗ) и мощности аэробных (МПК) и анаэробных (ЛАМ) процессов. Т.о., в нашем исследовании установлено, что для функциональной перестройки целого организма спортсменкам понадобилось 9 месяцев тренировочной работы. Данные адаптационные перестройки возникли как реакция организма на тренировочные раздражения, вызванные новой программой.

В технической подготовленности из всех исследованных показателей (n=14) зафиксированы статистически достоверные изменения к летнему соревновательному периоду по длине и количеству шагов на всех барьерных блоках (1-2, 4-5, 7-8, 9-10). Эти показатели и представлены в табл.1. На наш взгляд, изменения в технической подготовленности (увеличение длины шагов и уменьшение их количества при беге на соревновательной дистанции) обусловлены применением в тренировочной работе увеличенных объемов средств подготовки из арсенала нового вида - бега на 400 м с барьерами. И поэтому вполне естественно, что переход спортсменок на новую дистанцию сопровождается адаптивными перестройками ритмо-темповых характеристик техники бега.

Взаимосвязь спортивных результатов в беге на 300 - 400 м с барьерами с показателями подготовленности спортсменок показана в таблице 2. В данном исследовании представлены данные со статистически достоверной взаимосвязью.

Таблица 1. Показатели подготовленности бегуний на 300-400 м с барьерами в годичном цикле тренировки в возрасте 15-16 лет

Показатели подготовленности

Этапы обследования

1

2

3

x

SD

x

SD

P1-2

x

SD

P2-3

P1-3

Физическая подготовленность

30 м с/x, с

3,72

0,10

3,65

0,14

-

3,52

0,13

+

++

300 м, с  

49,67

2,37

47,75

1,92

-

44,79

0,76

++

++

400 м, с

68,29

1,31

66,45

1,89

-

62,64

1,08

++

++

3000 м, с

793,68

18,45

768,02

24,78

+

744,29  

27,36

+

++

300 м с/б, с

53,94

0,96

-

-

-

47,77

1,30

-

++

400 м с/б, с

73,65

1,04

-

-

-

67,69

1,28

-

++

100 м (2 б), с  

15,32

0,57

15,01

0,56

-

14,49

  0,70

+

++

10-й с/м, м  

22,74

0,43

23,34

0,69

+

24,09

0,95

+

++

Функциональная подготовленность

МПК, л

2,10

0,51

2,36

0,30

-

2,79

0,47

+

++

МПК, л/кг

41,76

8,81

43,64

6,51

-

51,59

10,11

+

++

ЛАМ, вт

195,88

37,02

227,18

52,96

-

263,13

38,90

+

++

ЛАМ, вт/кг

3,89

0,58

4,16

0,79

-

4,84

0,75

+

++

МПК/ЧСС,

л/уд/мин

11,36

2,48

13,02

1,78

-

14,82

2,41

+

++

КЗ, л

8,09

2,24

9,20

1,08

-

11,35

2,81

+

++

Техническая подготовленность

L,м 1-2 б.

1,71

0,07

1,87

0,06

++

1,87

0,04

-

++

N

19,81

0,87

18,00

0,00

++

18,18

0,41

-

++

L,м 4-5 б.

1,69

0,09

-

-

-

1,84

0,08

-

++

N

20,09

1,04

-

-

-

18,55

0,82

-

++

L,м 7-8 б.

1,62

0,05

-

-

-

1,78

0,11

-

++

N

21,00

0,63

-

-

-

19,18

1,25

-

++

L,м 9-10 б.

1,58

0,04

-

-

-

1,74

0,05

-

++

N        

21,54

0,52

-

-

-

19,55

0,52

-

++

Примечание. С/x - бег с xоду (с); с/м - прыжок с места (м); б - барьеры; L - длина шага (м); N - количество шагов; Х - среднее значение показателей; SD - стандартное отклонение; + - различия достоверны при p<0,05; ++ - различия достоверны при p<0,01; Р1-2 (2-3, 1-3) - достоверность различий между 1 и 2 обследованием (соответственно 2 и 3, 1 и 3 обследованиями); МПК - максимальное потребление кислорода в абсолютных (л) и относительных единицах (л/кг), как показатель функциональной аэробной мощности; ЛАМ - лактатный анаэробный механизм энергообеспечения, как показатель функциональной анаэробной мощности в абсолютных (Вт) и относительных (Вт/кг) единицах; МПК/ЧСС - отношение максимального потребления кислорода к частоте сердечных сокращений, как показатель функциональной экономичности; КЗ - кислородный запрос, как показатель функциональной реализации организма спортсмена.

Анализ представленных материалов свидетельствует, что при специализации на дистанции 400 м с барьерами снижается зависимость спортивного результата от общей выносливости и повышается его зависимость от скоростных возможностей спортсменок до статистически значимого уровня при неизменной взаимосвязи с другими показателями физической подготовленности. Особенно следует отметить впервые обнаруженную высокую взаимосвязь между спортивными результатами и бегом на 100 м с двумя стандартно расставленными барьерами (1-й этап: 300 м с/б r = 0,821, 400 м с/б r = 0,812, 3-й этап: r = 0,933 и r = 0,786 соответственно). Данный факт подчеркивает важность скоростных качеств применительно к специализации [1]. Т.е. развитие двигательных качеств в беге на 400 м с барьерами должно идти соответственно технике и структуре соревновательной деятельности.

Анализ взаимосвязи спортивного результата и показателей функциональной подготовленности выявил ее недостоверность для дистанции 300 м с барьерами. В то же время для дистанции 400 м с барьерами взаимосвязь достоверна по показателям экономичности, реализации, мощности аэробных и анаэробных процессов (табл. 2).

Таблица 2. Взаимосвязь спортивных результатов в беге на 300-400 м с барьерами с показателями подготовленности спортсменок в возрасте 15-16 лет

Показатели подготовленности

1-й этап обследования

3-й этап обследования

300 м с/б

400 м с/б

300 м с/б

400 м с/б

r

P

r

P

r

P

r

P

Физическая подготовленность

30 м с/x

0,300

-

0,696

+

0,915

++

0,880

++

300 м

0,618

+

0,680

+

0,769

++

0,705

+

400 м

0,652

+

0,651

+

0,642

+

0,772

+

3000 м

0,644

+

0,784

++

0,294

-

0,475

-

300 м с/б

-

-

0,771

++

-

-

0,835

++

400 м с/б

0,771

+

-

-

0,835

++

-

-

100 м (2 б)

0,821

++

0,812

++

0,933

++

0,786

++

10-й с/м

-0,716

+

-0,761

++

-0,663

+

-0,754

++

Функциональная подготовленность

МПК, л

0,020

-

0,672

+

-0,594

-

-0,818

++  

МПК, л/кг

0,233

-

0,596

-

-0,633

+

-0,856

++

ММ, Вт

0,598

-

0,498

-

-0,426

-

-0,668

+

ММ, Вт/кг

0,398

-

0,452

-

-0,502

-

-0,769

++

ЛАМ, Вт/кг

0,108

-

0,341

-

-0,283

-

-0,615

+

МКД, л

0,368

-

0,626

+

0,308

-

0,484

-

МКД, л/кг

0,285

-

0,619

+

0,265

-

0,403

-

МПК/ЧСС,

л/уд/мин

0,438

-

0,577

-

-0,602

+

-0,806

++

КЗ, л

0,568

-

0,661

+

-0,480

-

-0,718

+

Техническая подготовленность

Блок 9 - 10 барьеры

L, м

0,522

-

0,625

+

-0,605

+

-0,794

+

N

-0,523

-

-0,613

+

0,586

-

0,788

+

Примечание. Условные обозначение те же, что и в табл.1 и: r - коэффициент корреляции; P - достоверность коэффициента корреляции; + - достоверность коэффициента корреляции при p<0,05; ++ - достоверность коэффициента корреляции при p<0,01; ММ - максимальная мощность, как показатель функциональной аэробной мощности в абсолютных (Вт) и относительных (Вт/кг) единицах, МКД - максимальный кислородный долг в абсолютных (л) и относительных (л/кг) единицах.

Характер взаимосвязи спортивного результата с показателями техники бега свидетельствует об изменении ритмо - темповых характеристик техники бега при переходе на дистанцию 400 м с барьерами. В процессе специализации на дистанции 400 м с барьерами спортсменкам становится свойственен широкий маховый стиль бега с ярко выраженными полетными фазами и уменьшением количества шагов при беге между барьерами, что типично для спортсменок высокой квалификации [2]. Данная закономерность достоверно зафиксирована на последнем блоке дистанции (9-10 барьеры). Характерно, что на 3-м этапе обследования спортсменки демонстрировали технику бега с новыми ритмо - темповыми характеристиками. Улучшение временных показателей соревновательной деятельности и спортивного результата на данном тренировочном этапе свидетельствует об эффективности применяемой техники бега.

Т.о., выявленные уровни физической, функциональной и технической подготовленности определяют их динамику на протяжении годичного цикла тренировки.

Выявленные достоверно значимые корреляционные взаимосвязи между временем пробегания соревновательных дистанций и показателями физической подготовленности указывают на информативность последних и позволяют рекомендовать их в качестве тестов с целью использования их в тренировочном процессе бегуний на 300 - 400 м с барьерами в возрасте 15 - 16 лет. Для характеристики скоростно-силовых возможностей наиболее информативным является 10-й прыжок с места (-0,761<r<-0,663), скоростных - бег на 30 м с ходу (0,696<r<0,915), специальной выносливости - бег на 300 м (0,618<r<0,769), бег на 400 м (0,642<r<0,772), 300 м с барьерами (0,771<r<0,835) и пробегание 100 м с двумя барьерами, расставленными стандартно (0,642<r<0,772). Для спортсменок в возрасте 15 лет также информативным является пробегание 3000 м (r = 0,784), позволяющий оценивать уровень развития общей выносливости.

В возрасте 15 - 16 лет на первом году обучения бегу на 400 м с барьерами формируется структура функциональной подготовленности, которую следует рассматривать как базу для дальнейшего совершенствования. Установлено, что результативность в беге на основной дистанции у девушек в возрасте 16 лет (ΙΙ разряд) зависит от развития мощности аэробных (-0,856<r<-0,634) и анаэробных (-0,769<r<-0,614) процессов, уровня реализации функционального потенциала (-0,718<r<-0,480) и функциональной экономичности (-0,806<r<-0,602).

При переходе юных спортсменок с 300 м с барьерами на новую дистанцию (400 м с барьерами) начинает складываться новая ритмо - темповая структура бега. Это подтверждается наличием достоверно значимых корреляционных связей между спортивным результатом в беге на 400 м с барьерами и показателями технической подготовленности. Наиболее наглядно это проявляется на примере длины беговых шагов и их количества. Для возраста 15 лет характерен бег с укороченными шагами, в то время как для 16-летних - широкий маховый стиль бега с уменьшением количества шагов на дистанции.

Т.о., анализ представленных материалов показывает, что между двумя дистанциями (300 и 400 м с барьерами) существуют принципиальные различия. Данные различия находят свое отражение в структурах физической, функциональной и технической подготовленности. Выявленные особенности формирования спортивного мастерства в указанных видах подготовленности являются результатом положительных адаптационных перестроек организма при переходе на новую программу тренировки «Бег на 400 м с барьерами». Разработанные на их основе модельные характеристики позволяют научно обосновать программно - нормативные основы учебно-тренировочного процесса для спортсменок, специализирующихся в беге на 300 - 400 м с барьерами. Выявленные информативные тесты физической, функциональной и технической подготовленности могут быть рекомендованы для разработки основ учебно-тренировочного процесса с целью дифференциации многолетней подготовки, специализирующихся в беге на 300 - 400 м с барьерами, разного возраста, квалификации и дистанционной специализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Банкин В.Н., Линец М.М. Динамика взаимосвязи спортивных результатов в беге на 400 м с барьерами с параметрами тренировочных нагрузок на этапе начальной специализации // Сборник трудов "Медицинские проблемы физической культуры". - Выпуск 12. - К.: Здоров´я, 1993. - С. 88 - 92.
  2. Банкин В.Н. Особенности построения круглогодичной тренировки бегуний на 400 м с барьерами в возрасте 15 - 16 лет: Диссертация . . . канд. пед. наук. 13.00.04. - Львов, 1997. - 163 с.
  3. Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. - К.: Здоров´я, 1986. - 160 c.
  4. Легкая атлетика: Правила соревнований. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 191 с.
  5. Легкая атлетика: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Под общ. ред. М.И.Лямцева. - M., 1977. - C.1-7, 62-81.
  6. Подготовка сильнейших бегунов мира /Суслов Ф.П., Максименко Г.Н., Никитушкин В.Г. и др. - К.: Здоровья, 1990. - 208 с.
  7. Теория спорта / Под ред. В.Н.Платонова. - К.: Вища шк., 1987. - 424 с.
  8. Харабуга С.Г., Банкин В.Н., Колляс Х. Основные положения в системе подготовки спортсменов высокого класса // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научн. трудов под ред. Ермакова С.С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2002. - № 1. - С.33-45.

Библиографическая ссылка

Банкин В.Н. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 10. – С. 23-28;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10689 (дата обращения: 22.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074