Одной из основных задач общеобразовательной школы на современном этапе является активный поиск инновационных технологий, повышающих мотивацию учебной деятельности, стимулирующих самостоятельность учащихся. Наиболее эффективными являются условия, обеспечивающие ученику развитие его мотивационной сферы, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой системой, реализующей данные требования на практике, является эколого-химический практикум, организованный на базе кафедры общей, неорганической и аналитической химии Белгородского государственного университета (БелГУ).
Цель практикума - активизация познавательной деятельности учащихся, обучение приемам мышления и деятельности и усиление практической направленности.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- реализация личностно-ориентирован-ного подхода к обучению химии, с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся;
- раскрытие необходимости химического образования для решения экологических проблем;
- воспитание нравственного поведения в окружающей природной среде;
- вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими не только жить в окружающем мире, но и посильно участвовать в мероприятиях по его защите.
Нами составлена программа и разработано учебно-методическое обеспечение практикума. Структура практикума представлена в таблице.
Таблица1: Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы программы |
Всего часов |
|
1 год обучения |
2 год обучения |
||
15 лет |
16 лет |
||
1 |
Вводное занятия. Техника безопасности при работе в химической лаборатории |
2 |
2 |
2 |
Основные приемы работы в химической лаборатории. |
107 |
54 |
3. |
Лабораторно-практические занятия |
30
|
150 |
4. |
Правила оформления и оформление научно-исследовательской работы |
5 |
10 |
Всего часов |
144 |
216 |
Особенностью программы является ознакомление с элементами аналитической химии (методами количественного анализа), использование активных форм работы учащихся и разработка учащимися научно-исследовательских проектов и их защита. В реализации программу могут участвовать учащиеся 10-11 классов. На занятиях практикума изменены методы обучения, увеличен объем самостоятельной работы учащихся, работы с научной и научно-популярной литературой. Основной метод - исследовательская работа учащихся. Все стадии аналитического процесса от взятия навески, пробоподготовки до получения результатов и статистической обработки материала учащиеся проводят самостоятельно. Такой подход к построению практикума обеспечивает системность знаний, осознания связей химии с явлениями окружающей природной среды, что повышает познавательную активность учащихся. Именно на таких занятиях школьники проходят начальную адаптацию к исследовательской деятельности, осуществляют самооценку своих знаний, развивают умения самостоятельно выполнять творческие задания.
В планирование каждой темы включены требования к знаниям и умениям учащихся. Они представлены в форме различных видов учебной деятельности. Учащиеся должны уметь воспроизводить знания, наблюдать химические объекты и их превращения, ставить опыты и делать выводы, применять теоретические знания для объяснения фактов и явлений.
Изучение темы начинают с одного - двух теоретических уроков и продолжают во время лабораторной работы и заканчивают на практическом занятии при выполнении учебно-исследовательских работ.
Для организации прочного и осознанного усвоения знаний, а также для успешного овладения умениями применять эти знания, в программе подобраны научно-исследовательские темы для организации самостоятельных работ учащихся. Например, такие как:
- оценка жесткости природных вод Белгородской области и состояние здоровья человека;
- молоко, как показатель качества окружающей среды;
- эколого-химическая характеристика зубных паст на примере содержания кальция.
Содержательным ядром данного практикума, является деятельность в реальных ситуациях, связанная с обеспечением качества жизни людей. Выполняя исследовательскую работу, учащийся должен понять, что важно не только поставить эксперимент, провести наблюдения, но и установить сущность исследуемых явлений, соотнести результаты с целями и сделать выводы. Учащиеся должны понять, что исследовательская работа это большой, творческий и серьезный труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, ответственность за результаты исследования.
В процессе обучения учащиеся изучают природные объекты, объясняют их природные и антропогенные изменения, формулируют выводы, комментируют графики, таблицы, диаграммы, предсказывают возможные изменения изучаемых объектов и анализируют полученную информацию.
Работа в рамках эколого-химического практикума способствует углубленному изучению химии, профессиональной ориентации. Среди школьников есть победители олимпиад, дипломанты областных и Всероссийских конкурсов по химии, биологии и экологии. Не случайно, многие выпускники практикума избрали специальности, связанные с химией.
Библиографическая ссылка
Колчанова Л.В., Габрук Н.Г. ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 3. – С. 48-50;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10984 (дата обращения: 14.12.2024).