Обязательным компонентом в подготовке инженеров является учебная дисциплина «Экология». Основными задачами курса являются: решение современных экологических проблем, оптимизация отношений человека и среды его обитания, создание экологически безопасных, мало- и безотходных технологических процессов и производств, которые должны органически вписываться в природные системы, отличаться высокой степенью инженерно-экологического совершенства, разработка надежных методов прогнозирования последствий технических решений и четкой системы экологического мониторинга.
Современные требования по обучению студентов требуют максимальной активизации учебной деятельности студентов, так как экологические знания должны стать составной частью их мировоззрения. Это становится возможным при введении в процесс обучения современных инновационных образовательных технологий. Формирование понятий по экологии в нашем вузе, как и в любом другом, осуществляется на лекциях, практических и лабораторных занятиях традиционными и игровыми методами. Игровые методы не получили еще должного внедрения в практику обучения в ВУЗе. На наш взгляд, причина кроется не только в отсутствии достаточного количества игровых сценариев по тому или иному разделу вузовского курса экологии, сколько в традиционном отношении преподавателей высшей школы к игре как к чему-то несерьезному. Учебные цели, поставленные скрыто, реализуются незаметно. Правильно организованная игра позволяет развить навыки самостоятельной деятельности, работы с литературой, актуализировать предметные знания, оказывает значительное влияние на их интегрирование и формирование системы научных знаний, расширяет сферу их приложений. Некоторые темы практических занятий проводятся в виде тематических конференций, брейн-рингов, КВНов, олимпиад.
Закрепление материала происходит в процессе объяснения материала и при коллективном обсуждении на практических занятиях. Для контроля знаний используются компьютерные тестовые опросы студентов по основным разделам курса. На кафедре разработаны методические пособия в помощь студентам для внеаудиторной подготовки к компьютерному тестированию. Использование компьютера усиливает интерес студентов к предмету, оказывает эмоциональное воздействие, способствует появлению потребности к самостоятельному приобретению знаний.
Анализ тестовых заданий позволяет проводить мониторинг качества знаний и предметных умений (входной, текущий, периодический, итоговый и заключительный контроль), диагностику ошибок в целях последующей корректировки процесса обучения. Для оптимизации процесса обучения на кафедре применяется рейтинговая система оценки знаний студентов, которая повышает мотивацию студентов к более успешному освоению курса.
Предлагаемый подход к обучению студентов технического направления по курсу «Экология» позволяет формировать у будущих специалистов творческие способности и целостное мировоззрение, что способствует повышению их профессионализма. Способность студентов к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач мы считаем одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития личности.
Библиографическая ссылка
Привалова Н.М., Крицкая Е.Б., Капустянская Ж.В., Процай А.А. ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 3. – С. 60-61;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10994 (дата обращения: 10.12.2024).