Универсализация имеет место при человеческой эволюции, вписывается в магистральное направление развития материального мира, конкретное проявление которого - самовоссоздание и самоорганизация сложных динамических образований из относительно преформистских, начальных структур [2]. Управление синергетическими процессами происходит на глубоком уровне организации материи. Информация имеет дискретную структуру в соответствии с рассматриваемыми конкретными явлениями. Ее носители ограничены в пространстве и времени как при передаче и хранении, так и при обработке и актуальном использовании отдельным экстенсивно конечным существом, таким как человек. Во-вторых, первородность синергетически активных информационных ядер, или зерен, релятивна, поскольку Вселенная неисчерпаема, в ней нет ни начала, ни конца, что утверждал еще Джордано Бруно: «Вселенная едина, бесконечна, неисчерпаема и беспредельна... Она не рождается и не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью... Она есть всё без различий и поэтому она едина... Бесконечное едино» [1]. Это обеспечивает вечное движение и развитие интенсивно бесконечных информационных ядер в экстенсивно бесконечном мире. На каждом структурном уровне и временном этапе происходит смена причины возникновения новых первородных ядер из развитой информационной среды, установившейся через развертку предшествующего информационного ядра. Так возникают циклически меняющие друг друга органические миры. Предшествующий биологический мир является предковым, подготовленное им информационное ядро для последующего биологического мира является преформой. Новый мир живой материи выступает в качестве эпиформы, рождающей свои информационные ядра.
Магистральное направление саморазвития материального мира выявляется, специализируется и приобретает конкретные очертания в материалах и результатах частных наук. Об управлении земной эволюцией посредством солнечных лучей известно из исследований ученых. В частности, благодаря тщательному научному анализу и глубоким обобщениям А.Л.Чижевский выявил и раскрыл механизмы влияния процессов, проистекающих на Солнце, на земную биосферу. Ее развитие управляется на основе солнечной радиации [4]. В зернах растений на молекулярном уровне в ДНК содержится информация, управляющая их ростом при попадании в благоприятные условия. Та же схема воспроизводства заложена в животном мире: подвижный сперматозоид несет информацию и дает толчок развитию яйцеклетки - с превращением в зиготу и образуя зародыш нового организма. И не только эта конкретика указывает на существование развитой и многогранной системы удовлетворения органической жизнью законам развития материального мира, единения с ним.
Не случайна любовь родителей, бабушек и дедушек к своим детям, к своим внукам. Не случайно внимание взрослых и пожилых людей независимо от пола привлекают представители молодого поколения противоположного пола. С биологической точки зрения любовь - это следование тенденции поддержания и наращивания метаболического процесса в биохимическом, биоэнергетическом, энергетическом и информационном аспектах. Ведущим процессом в биохимической дифференциации жизни является фотосинтез. Он дает начало, толчок к накоплению энергии и информации отдельными представителями флоры (и фауны); с него начинается, собственно, «оживление» готовых к развитию предбиологических структур. Если с радиации начинается развитие потенциально способной породить жизнь конкретной материальной среды, то на качественно новом уровне развития жизни радиационным скачком, всплеском полевой субстанции, излучением информационной структуры и заканчивается данная стадия биологического процесса. Вся суть в том, что жизненный цикл на этом на самом деле не заканчивается, а продолжается в новых условиях на новом уровне в новом варианте и, как следует из наблюдательных фактов, с доминирующим усложнением. И эта суть есть не что иное, как главное качество Вселенной - быть вечной, бесконечной и неисчерпаемой. Без этого качества нет ни движения, ни пространства, ни времени. Без него нет жизни.
Эти и все подобные явления суть следствия развертки глобальной эволюции в ее конкретике - преломлении в органическом мире, - суть только ее частности. Доминантой является свойство материи - повторяясь, быть всегда новой, также и развиваться от простого к сложному, что с необходимостью хорошо усвоила ее биологическая фаза. Способы достижения согласия с окружающим материальным миром у биоты многогранны, противоречивы, вплоть до их взаимного отрицания. Главным здесь является, если можно так выразиться, «противостояние» вещества и поля - двух качественно и количественно различных видов материи. Но эти виды материи и взаимно дополнительны. Контраргументы альтернативному взгляду таковы: в обозримом будущем ни человеку, ни его науке другого просто и не дано, и нет никакого достаточно общего иного объяснения данным явлениям, подтвержденным всем опытом развития живого на планете Земля.
Развитие организма человека (онтогенез) так или иначе повторяет историческое развитие животного мира на протяжении миллионов лет (филогенез) - они взаимосвязаны. Понятие «организм» рассматривается как целое, в совокупности органов, психической деятельности, умственных способностей и эмоционального мира, как развитие личности в ее материальном и функциональном обеспечении. Это означает, что информация о развитии всей биологической жизни в данной космической среде, например на планете, в определенной мере содержится в любом животном. Особенно это относится к высокоразвитым видам, таким как homo sapiens. Мир един и в информационном смысле. Но мир также взаимосвязан как в пространстве, так и во времени. То есть информация о биологической жизни, содержащаяся в конкретном организме, в благоприятных условиях развертывается, скажем так, в обратном направлении: не только накапливается и концентрируется биотой и отдельным ее представителем, но и развертывается в новой среде, заполняет жизненное пространство.
Далее, обратим внимание на одну немаловажную частность. В настоящее время не исследован вопрос: почему в молодости цвет волос у людей различный, а к преклонным годам все становятся седыми? Хотя проблема не изучена, кроме чисто физиологических объяснений возможен ответ, согласующийся с нашей концепцией: данный нюанс вписывается в глобальную стратегию распространения жизни во Вселенной - посредством радиации. Это происходит именно полевым путем. Вещественный способ экспансии в окружающий мир через поколения проходят все или почти все виды. Это половой путь. Вещество и поле - две равноправные сущности физического мира, без которого жизнь невозможна. Хотя физиками и философами признается, что деление материи на вещество и поле - только «первое грубое приближение» к познанию структуры материального мира, все же накопленный научный опыт показывает, что такое деление в известных границах оправдано. В конечном итоге ответ может быть дополнен следующим утверждением: структура и свойства седого волоса более отвечают условиям излучения индивидом своего информационного ядра.
Современные ученые обсуждают возможности пересылки на другие планеты информационных ядер, искусственно созданных на молекулярном уровне, содержащих информацию о построении летательного аппарата или жилища. Информационное ядро, имеющее сложную микроструктуру, при попадании в благоприятные условия в другой среде начинает саморазвиваться в соответствии с заложенным в него алгоритмом развития и роста.
Явление жизнь носит одновременно прогрессирующий и волнообразный, циклический характер. Последнее обусловлено отнюдь не только сменой поколений - с рождением, развитием, расцветом, старением и угасанием особей в каждом поколении. Преморфический этап жизненного цикла состоит в формировании информационного ядра на определенной стадии развития жизни, как биосферы в целом, так и отдельной высокоорганизованной особи. То есть множественный и единичный аспекты развития живого взаимообусловлены. Эпиморфический этап жизненного цикла состоит из развертки заложенной в пре-ядре информации, ее опредмечивания в новой приемлемой для жизни среде, становящейся средой обитания. Все ароморфные преобразования человека, животных и природы суть эпиморфоз [2]. Роль необходимого и случайного в ароморфозе, стадии онтогенеза рассматривает О.А.Барг [3]. В настоящее время выясняется, что ареал homo sapiens расширяется дотоле неизвестными способами. В процессе вызревания достаточно пластичных и энергоемких представителей органической жизни на эпиморфическом этапе формируется преформистское информационное ядро, являющееся условием развертки будущей жизни в других мирах. Тот же принцип действует в половом размножении вида. Возникает череда сменяющих друг друга поколений (биологических эпох) как на отдельной планете, так и биосфер в далеко разнесенных мирах. Мир един, и живой мир един тоже - на всех уровнях развития: от клетки и амебы до бронтозавра и слона. По функциям и образу это единство живого осуществляется посредством динамичных форм материи - статика, неподвижное, пространство, вещественное реализуются через динамику, изменчивость, предельные скорости распространения полевой субстанции. С другой стороны, полевые формы материи невозможно рассматривать в отрыве от вещества. Этот пример из физики только подтверждает выдвинутое положение. Он приводит к выводу также и о единстве знания. В конечном итоге знанием (информацией) обладает не только так называемое сознание с его мозгом, но и весь организм - по частям и в целом. Без уяснения и переосмысления этих известных истин нельзя идти дальше.
В виде тезисов изложим научно-философское обоснование возможности изложенного выше положения.
В человеческой речи так или иначе присутствует то, что существует в природе, обеспечено свойствами материи. Информация, как понятие, возникающее во взаимодействии субъекта с окружающим миром, обеспечена важнейшим атрибутом материи - отражением, взаимосвязью явлений. Если человек о чем-либо судит, то его суждения - вторичное предприятие в сравнении с теми бесконечными качествами, какие внутренне присущи неисчерпаемой природе. Человек вместе с его способностью отражать окружающий мир - только часть этого мира, вполне зависимая от его структурных и функциональных особенностей.
Человек не может не отражать, часто в интуитивной форме, в виде догадок, гипотез, тех возможностей, тех потенциально присутствующих в материальном мире процессов, в т.ч. эволюционных, что развертываются со временем, в другой космографии, в других локальных мирах. Сущность так называемого ясновидения, или проскопии, или провидения, или беспричинного предсказания - в спонтанном проявлении в сознании актуального индивида уже существующей информации, полученной почившим индивидом в предшествующей биосфере, переданной в новую среду посредством излучения его информационного ядра, развернутой на новой биологической модели жизни, в новых условиях. При выработке прогноза возможны естественные искажения, вызванные несовпадением характеристик былого и актуального биологических миров. Но сущность устойчивого разумного образования, подобного человеку, такова, что внутренние образы, представления, картины, возникающие в подсознании и восходящие к сознанию, притягиваются к явлениям, происходящим вокруг в данный момент времени. В кибернетике этот эффект известен и применительно к ее техническим приложениям, в частности, именуется как затягивание частот. К этому же классу явлений относится левитация - с существенным дополнением: информационные ядра определенного содержания индуцируются индивидом и их распространение в пространстве обеспечивается физическими полями, вполне возможно, еще не открытыми.
Догадки о существовании бога, или сверхсущества, или сверхцивилизации, или Демиурга, или Создателя, или Всевышнего, - не лишены ни смысла, ни материальной основы. Они объясняются: 1) производным проявлением духовной и интеллектуальной деятельности человека; 2) типом, конкретикой реализации эволюционного развития материального мира. Иначе говоря, все, что составляет процессы умственной деятельности человека, или уже было, или еще есть, или будет в природе. Духовная часть личности - только свойство, не имеющее самостоятельного существования; свойство это принадлежит материи. Человек - не что иное, как малый островок Вселенной, - с его способностью мыслить. И человек не может и не должен жить вне Вселенной - со всеми ее неисчерпаемыми качествами, вне бесконечно эволюционирующего Мира. Но он, как в данной локальной области пространства и времени высший продукт развития материального мира, неизбежно повторяет магистральный путь эволюционного развития Вселенной, несет при этом наибольшую информационную нагрузку. С другой стороны, если материальный мир качественно, количественно, по форме и по содержанию неисчерпаем, то равно так же неисчерпаема жизнь. Какой бы развитой ни была цивилизация, во Вселенной найдется цивилизация, которая будет стоять на уровень выше. Продолжительность синергетического цикла цивилизации в необъятной Вселенной также не определена какими-либо рамками - всегда найдется старшая, или младшая цивилизация, или цивилизация-долгожитель. Причем количественные и качественные сравнения цивилизаций могут оказаться невозможными ввиду их бесконечных различий по уровню развития.
Если жизнь возникла на планете Земля, согласно современным представлениям, благодаря: 1) локальной биохимической эволюции [3]; 2) радиационным катализаторам - при воздействии на подготовленную, биологически активную среду [5, 6]; 3) в той или иной форме всегда существовала во Вселенной и передается из одного локального мира в другой локальный мир спонтанно; 4) или заносится разумными существами по мере экстенсивного развития их цивилизации, то есть еще один путь. Информация, записанная на микроуровне (наноструктуры), подчас не осознаваемая индивидом, излучается после физической смерти его белкового тела в Космос. Этому есть свидетельства - они же косвенные доказательства: 1) агония организма в минуты смерти; 2) зарегистрированное излучение из мозга при переходе насыщенной информационной системы на белковом носителе, какой является человек, в другое «фазовое состояние» - постжизненное, радиационное; 3) острая реакция рецепторов тела на раздражение, например холодной водой, а затем привыкание и успокоение; 4) не лишены смысла спонтанные сообщения о так называемом переселении душ - излученное информационное ядро какого-либо почившего индивида в силу тех или иных обстоятельств не покидает планету, а существует, например, в сферическом резонаторе ионосфера - земная кора, пока не поглотится актуальным представителем биоты - в этой связи при достаточной энергетике ядра и развитой сенсорике особи-перципиента возможны ощущения, современной наукой не объясненные; 5) вспышка так называемых «сверхновых» звезд - перед тем, как закончить свое существование, старые (выгоревшие) звезды интенсивно излучают энергию за относительно короткие космические сроки; 6) тела, в том числе упругие, при ударе резко меняют скорость механического движения, деформируются, нагреваются, издают звуки, а затем меняют свое состояние, то есть направление и скорость движения, - например, бильярдные шары. И т.д., и т.п. Все подобные свидетельства обусловлены одной причиной: при смене состояния материальных тел происходит интенсификация взаимодействия выделенного материального образования также и с остальным миром. Такова специфика перехода материи с одного структурного уровня на другой, из одного состояния в другое. Такова материя. Соответствующие законы естественных наук - лишь частности.
Все гипотезы о происхождении жизни имеют непустое логическое пересечение и, кроме этого, совершенно естественно объединяются в утверждаемой концепции.
Собранная человеком информация, уносимая благодаря электромагнитному и другим излучениям из отработанного организма в другие области Вселенной, преобразуется в материальные структуры, опредмечивается новой моделью жизни. Давший ее в окружающий мир субъект, как существо, исчезает, а его личность реализуется на новом уровне, в новом качестве. Это новый органический мир, новая биота. Вот такую личность, когда-то имевшую место в сознании субъекта, функционировавшую на основе белковых форм, можно назвать предбогом. Сознание предбога трансформируется и существует в воссозданном мире. Актуальным божеством можно назвать весь информационный ареал, воссоздавшийся из информационного ядра и воплотившийся на новой биоте. По нашим меркам, это будет местный божок. Но человек склонен всё идеализировать то тех пор, пока это занятие не приводит его к полному абсурду. Вот и сверхбесконечные боги буддизма, христианства, ислама и пр. - не что иное, как очередной тупик, в котором время от времени оказываются как отдельный человек, так и мириады идолопоклонников.
Однако заповеди и прочие нравоучения конфессий - тоже производные от всеобщего эволюционного развития материального мира. Они находятся в согласии с прогрессирующим разделением человеческого, духовного начала и окружающей природы. Они служат все большей гармонизации взаимоотношений живой материи и остального мира. Различные основы их построения и содержание тоже суть подтверждения обсуждаемой парадигмы.
Я не привожу всех примеров и косвенных доказательств правомерности предлагаемой концепции существования и распространения жизни. Приведенных здесь уже достаточно, чтобы сделать выводы: 1) жизнь существует во Вселенной вечно, в зависимости от материальной среды меняя лишь форму и содержание; 2) если под понятием «душа» иметь в виду информационное содержание организма как целого, в том числе и его продолжения в качестве излучаемого информационного ядра на полевых носителях, то душа вечна так же, как вечна Вселенная, и эта вечность души обеспечена основным качеством мироздания; 3) органический мир и копирует, и, второе, антисимметричен окружающему миру, иначе он не может существовать и, второе, иначе он не будет выделен, не будет самостоятельным; 4) если душа проявляется во взаимодействии высокоразвитых информационных систем (субъектов эволюции) как между собой, так и с объектами небиологического происхождения, а материальному миру имманентна экспансия в экстенсивном и интенсивном смысле, то она, душа, естественным образом, органически «вплетена» в материальный мир; 5) рассмотрение понятия «душа» в информационном аспекте ввиду повсеместного распространения биологических миров предполагает, что это явление индивидуальное, общественное, космическое, - в зависимости от точки зрения субъекта, между данными формами реализации свойства отражения материи ставятся знаки конъюнкции, дизъюнкции, симметрической разности, слабого объединения; 6) духовное и божественное являются вспомогательными понятиями при осмыслении человеком как своего места во Вселенной, так и своего главного функционального назначения (качества); 7) в предлагаемой концепции нет места примитивным представлениям о божественном начале, свойственным далеким и близким предкам, но функции создателя новых цивилизаций воскладываются на каждого развитого во всех отношениях человека; 8) предлагаемая концепция является отражением закономерностей развития представлений о происхождении жизни и степени участия в процессе ее поддержания так называемого божественного начала - осуществляется возврат на качественно ином, более совершенном уровне к языческим представлениям.
Поясню последнее утверждение. Факт существования множества современных конфессий - это, по существу, новая грань язычества. В свою очередь, разрозненные религии делятся на многие составляющие. В настоящее время насчитывается несколько различных направлений такой, например, религии, как христианство. Это католицизм, лютеранство, православие, протестантство и др. Внутри какой-либо ветви - тоже расхождения. Существует множество трактовок, общин, есть несколько сотен сект в ортодоксальном христианстве. В этом тоже свой признак язычества. Если язычники поклонялись богам ветра, моря, растениям, животным - бог им виделся во всем, что их окружало, - то так называемое единое верование, задачей которого было сплотить народы под одним символом (чтобы управлять ими и, соответственно, порабощать), своей цели не достигло. Напротив, информационный аспект присутствия предковой цивилизации (посредством передачи данных о ней в информационном ядре конкретного субъекта) показывает, что языческая идея в определенной мере верна. Но верна в новом, материалистическом понимании. По объективным алгоритмам развертывающаяся, опредмеченная вокруг информация воспринимается разумными существами в новом мире как божие участие. И оно видится во всем. Видится в том числе и в неживом, так как от жизнедеятельности биоты меняется и облик планеты. Тем самым наша концепция снимает туман таинственности с оснований и причин религиозности людей. Некоторым образом весь объем информационного воздействия предковой цивилизации (предбога) на новый мир в религиях отображается в виде символа с изображением homo sapiens. Хотя этот прием в структурных основаниях веры, практикуемый ее идеологами, вполне допустим, подобные символы в сознание людей привносятся интуитивно, спонтанно и по причине того, что ничего лучшего, кроме себя самого, славный вид предложить не может. В этом тоже усматривается элемент самозамкнутости жизни, открытой в окружающий материальный мир.
Абсолютно звезды не гаснут равно так же, как нет полной, абсолютной смерти человека. И тут тоже по-своему прав Фелипе (Джордано) Бруно, когда еще ребенком констатировал, что души умерших переселяются на звезды. К этому нужно добавить: и реализуются (конкретизируются в нашем обыденном понимании) на планетах, подходящих по условиям. Душа понимается нами в информационном аспекте, как структурно-функциональная особенность субъекта, рождающаяся, существующая, воспринимаемая в его взаимодействии с окружающим миром. Но сами душа, мысль, информация не материальны. Нельзя смешивать качество предмета с самим предметом, как это делают вульгарные материалисты, философские работники, «самостийные» спиритуалисты и люди невежественные. Материальному миру свойственно движение, развитие, взаимодействие, связь явлений. В этом вся суть определяющего признака материи - отражения, в том числе причинно-следственного. Как структурированное отражение, поддерживающее вечную грань вселенского бытия - жизнь, душа конкретного индивида может присутствовать во всем. Физика этого не запрещает. Более того: этого не могут запретить никто и ничто. Впрочем, не нашлось еще ни одного мудрофила, который пытался бы запретить Вселенную.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бруно Дж. О причине, начале и едином. - Минск: Харвест, 1999. СС. 407 - 408.
- Орлов В.В. Материя, развитие, человек. - Пермь: ПГУ, 1974. СС. 273 - 278.
- Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. - Пермь: ПГУ, 1993. СС. 174 - 207.
- Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. - М.: Мысль, 1995. 768 с.
- Мочаловский А.Н., Шапошникова А.Ф. О происхождении жизни на Земле / Связь времен, в. 5. - Березники: ПрессА, 1998. С. 116.
- Мочаловский А.Н., Шапошникова А.Ф. Энергия жизни. Происхождение, формирование, генетическая роль и практическое значение. - Грозный: Чечениздат, 1996. 32 с.
Библиографическая ссылка
Верещагин И.А. ЗАМЕТКИ О МАТЕРИИ И БОЖЕСТВЕННОМ НАЧАЛЕ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 8. – С. 37-42;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11217 (дата обращения: 03.12.2024).