Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ДИСКРЕТНО-КОНТИНУАЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ БЫТИЙНО-НЕБЫТИЙНОГО МИРА

Солодухо Н.М.

Начнем с того, что на микроуровне бытие как существующая реальность характеризуется дискретностью, прерывностью, квантованностью, порциальностью, «вспышками», пульсациями. Основой и фоном, на котором проявляет себя таким образом бытие служит небытие - несуществующая реальность или все реально несуществующее. При этом бытие дифференцировано и неоднородно в силу своей квантованности. Это обусловлено тем, что основой рождения бытия и переходной формой от небытия к бытию выступают виртуальные частицы физического вакуума, которые постоянно возникают и исчезают. Они служат предбытием, а точнее - недобытием. Они составляют переходное состояние от онтологической неопределенности как проявления небытия к онтологической определенности, характеризующей бытие. Виртуальные частицы, которые обеспечивают генерацию бытия в виде совокупности взаимодействующих реальных микрочастиц, на микроуровне сами квантованы, имеют корпускулярный характер.

Квант бытия на микроуровне соответствует масштабам виртуальных частиц. Размер виртуальной частицы, как известно, определяется соотношением неопределенности Гейзенберга, которое задает константу отношения между импульсом и координатой частицы или между интервалами энергии частицы и временем ее жизни. Соотношение Гейзенберга, выявляя неопределенность в отношениях между малыми параметрами существования частицы, порождает ряд нарушений физических законов сохранения. В свою очередь, виртуальная чястица имеет время жизни гораздо меньше того, которое задано соотношением неопределенности, что делает ее реально существующей и не существующей одновременно, принципиально неуловимой для физических приборов. Данные обстоятельства и позволяют рассматривать виртуальные частицы - виртуальную реальность в качестве промежуточного звена между небытием как реальностью несуществования и бытием как реальностью существования.

В то же время, на макроуровне бытие имеет континуальное проявление. Здесь бытие характеризуется непрерывностью, волноподобной неразрывностью. Оно интегрировано и однородно. На макроуровне, говоря словами Парменида, бытие сплошное, без перерывов. Выявляемая здесь непрерывность бытия обусловлена постоянным переливом одних бытийных форм в другие, совершающимся без остановки в результате диалектических передохов в новое качество, хотя и происходит это на основе перерыва количественной постепенности. Физика этих превращений фиксируется главным образом параметрами классических теорий, такими как масса, объем, плотность, степень непроницаемости, величина давления и другими свойствами в представлениях о вещественной основе материальных предметов.

Тем не менее, это только первое, что можно сказать о дискретно-континуальном характере бытия.

Второе, что необходимо отметить, заключается в следующем. На микроуровне дискретность бытия дополняется его волнообразной непрерывностью в силу интерференции взаимосвязанных и взаимодействующих микрочастиц, которые сами, как известно, обладают корпускулярно-волновым дуализмом. В свою очередь, на макроуровне наблюдается дифференцированность, неоднородность бытия, вызванная разнообразием реально существующих предметов, наличием отдельных многих предметов, отличных друг от друга. Здесь величина квантования бытия задается масштабами предметной определенности. С этим связана и другая сторона макроскопической прерывности бытия: бытие постоянно прерывается в каждом отдельном предмете небытием всех других предметов мира в данном месте и в данное время, так как всякое нечто есть то, что оно не есть «здесь» и «сейчас».

Для более точного выражения состояния дел следовало бы сказать, что бытие непрерывно прерывается небытием, а точнее - прерывается им везде, постольку феноменологически бытие нигде им не разрывается, так как небытие есть обратная, другая и тоже непрерывная сторона мира вообще. Небытие есть изнанка мира, при этом неразрывно связанная с лицевой стороной мира, то есть с бытием. Отсюда споры и разные представления о характере бытия у философов: одни видят только непрерывное и единственное бытие мира. Другие умудряются вообще не видеть бытия или улавливать только его иллюзорность, выявляя нижний небытийный слой мира. Отсюда философские крайности в парадигмах философии бытия и философии небытия.

Сказанным объясняется наличие европейской традиции бытийного понимания мира и восточной традиции небытийных представлений о сущности мира.

Для европейской традиции философии и науки, идущей от Парменида, единое и сплошное Бытие нигде не разрывается небытием, в нем нет места пустоте. Парменидова философия и европейская наука, как верно подметил еще Мартин Хайдеггер, не знает и знать ничего не хочет о Ничто. И это справедливо, если эмпирически или ментально лицезреть мир только со стороны бытия. Философы этой традиции никак не могут понять тех, кто говорит об онтологическом существовании небытия, в лучшем случае ими допускается гносеологическая версия небытия и ничто.

А для философии Востока, начиная с ведантизма и даосизма, понимание мира не обходится без представлений об изначальном и оснóвном Небытии. На Востоке вести разговор о ничто, о возникновении бытия из небытия, о переходе бытия в небытие и т.п. в порядке вещей. И это тоже верно, и даже вернее, так как за бытием всегда скрывается слой мирового небытия. А потому это более глубокий взгляд на вещи. Он позволяет понять и увидеть онтологическую, а точнее, метафизическую сущность небытия.

Небытие запредельно, потусторонне, трансцендентно (по отношению к бытию), но одновременно оно присутствует в форме отсутствия в феноменологически наблюдаемом бытии. И это в конце-то концов надо признать. Небытие есть как отсутствие. Есть вполне реально, есть онтологически. Лучше понять и прочувствовать сказанное позволяют представления о дискретно-континуальном дуализме бытия, с которого был начат разговор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. - М.: Наука, 1989.
  2. Девис П. Суперсила: Поиски единой теории природы. - М.: Мир, 1989.
  3. Солодухо Н.М. Философия небытия. Монография. - Казань: КГТУ-КАИ, 2002.
  4. Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография /Под общ. ред. Н.М.Солодухо. По материалам всероссийского семинара. - Казань: КГТУ, 2004.

Библиографическая ссылка

Солодухо Н.М. ДИСКРЕТНО-КОНТИНУАЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ БЫТИЙНО-НЕБЫТИЙНОГО МИРА // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 8. – С. 109-111;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11460 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674