Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1917-1921 ГГ.

Чеховских К.А.
История развития народного образования в Западной Сибири в период революций и гражданской войны (1917-1921 гг.) имеет свои особенности и специфические черты, и отличается от истории народного образования в Центральной России в эти годы. Исследования литературы и архивных документов показали, что главной особенностью периода является дискретный характер процессов развития этой сферы. Это обусловлено тем, что с марта 1917 г. по январь 1920 г. в регионе четыре раза сменилась власть и, соответственно, четыре раза изменялся: политический и культурный базис народного образования; методы строительства и управления им; темпы и качество развития образовательных моделей.

Периодическая смена власти в Западно - Сибирском регионе указывает на существование внутренней хронологии в истории народного образования в Западной Сибири (март 1917 - апрель1921 гг.), представленной внутренними периодами. Как показывает анализ архивных документов, хронологические рамки этих внутренних периодов, в целом не совсем соответствуют хронологии власти Временного правительства, Советов, Сибирских правительств и Сибирского революционного комитета, поэтому, их сложно идентифицировать. Однако, если рассматривать периоды развития народного образования с позиций статусной принадлежности образовательных систем, в этом случае в истории народного образования в Западной Сибири в 1917 - 1921 гг. выделяются два основных периода: земский и советский. Причем, каждый из этих периодов прерывался и возобновлялся, то есть, протекал в два этапа, условно обозначенные как первый и второй. Хронология этапов выглядит следующим образом:

  1. Первый земский (март 1917 - середина марта 1918 гг.).
  2. Первый советский (середина марта - середина июня 1918 г.).
  3. Второй земский (середина июня 1918 - декабрь 1919 гг.).
  4. Второй советский (ревкомовский) (середина января 1920 - апрель 1921 гг.).

Основными критериями в определении внутреннего периода (этапа), является наличие системы народного образования, и, ее статусная принадлежность: советская или земская. Признаки системы народного образования обуславливают ее структуры: управление, образовательные учреждения, финансы, материально-техническое обеспечение. Статус системы определяет ее правовая и экономическая база и отношение к центральным государственным и региональным органам административного управления. В народном образовании каждого периода присутствуют все выше приведенные признаки.

В литературе по истории народного образования в Западной Сибири в 1917 - 1921 гг. советский период представлен большим количеством работ по различным проблемам образования. Однако, земский период, в целом и поэтапно, не отражен в исследованиях, а термин «земский период» (применительно к истории народного образования в Западной Сибири в годы революций и гражданской войны), впервые был введен в научный оборот автором настоящей статьи в 1997 г. в диссертационном исследовании и других работах, то есть, сравнительно недавно. Дальнейшие исследования показали, что, предложенная периодизация, как новый методологический подход и взгляд на проблему, значительно расширяет инструментальную базу исследований, позволяет по новому решать задачи исторического анализа различных проблем народного образования в Западной Сибири в годы революций и гражданской войны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Чеховских К.А. Народное образование на Алтае осенью 1917 - весной 1921 гг. Автореферат диссертации по специальности 07.00.02 - отечественная история на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Изд-во «Кузбассвузиздат». Кемерово. 1997. - 22 с.;
  2. Гончаров В.Н., Чеховских К.А. Создание на Алтае земских органов управления народ­ным образованием (осень 1917- зима 1918 гг.) //Педагог. Наука, техно­логия, практика: Бар­наул. Изд. БГПУ. № 1, 1996 г.;
  3. Чеховских К.А. Из истории становления в Кузбассе земской системы народного образования осенью 1917 - в начале 1918 гг. //55 лет Кемеровской области: материалы научно-практической конференции. Кемерово. Изд-во Кузбассвузиздат. 1998. - 256 с. С.64-68;
  4. Чеховских К.А. Реорганизация образования в период становления совет­ской власти (март - июнь 1918г). Барнаул. Изд-во БГПУ. 1997. - 38 с.

Библиографическая ссылка

Чеховских К.А. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1917-1921 ГГ. // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 10. – С. 39-40;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11603 (дата обращения: 10.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674