Пейзаж Лоррена четко делится на планы, композиционный центр совпадает с геометрическим. Композиция предельно устойчива и уравновешена. В пейзаже Рейсдаля смысловой центр (мельница) смещен вправо. Геометрический центр никак не акцентируется. Каждый элемент в композиции равнозначен. Отсюда -мир Лоррена аналитичен, легко членится, построен по законам разума (математики), мир же Рейсдаля принципиально синтетичен, все элементы композиции практически невозможно расчленить.
Во французском пейзаже четкие вертикали и горизонтали-аналитика, в голландском вертикали и горизонтали объединяются диагоналями- промежуточная ситуация-союз стихий.
Модель поведения человека: во французском пейзаже пространство картины замкнуто. Есть «вход» для зрителя и далее предлагается конкретный путь к горизонту. Подобно католическому храму - идея пути. Море - длинный неф, горизонт - алтарь. У Рейсдаля человек с одной стороны естественно вписывается в окружающую среду, он часть целого, в то же время он постоянно проявляет себя как на земле так и на суше, он .... человек сопоставим с дамбами (человеческие фигуры и дамбы высветлены). Дамбы (дело рук человека) перемежаются с тростником, что подтверждает тесную взаимосвязь природы и человека.
Таким образом, в пейзаже Лоррена воплощен принцип абсолютной монархии. Пространство организовано так, что особо акцентируется солнце, некая иерархия элементов в композиции, где главное место занимает солнце. Здесь солнце явлено как абсолютный монарх, контролирующий все до мелочей (тоновая растяжка). Пейзаж Рейсдаля визуализирует идею союза стихий, союза природы и человека, где все одновременно едино.
Библиографическая ссылка
Квитко А.А. КАРТИНА МИРА В ПЕЙЗАЖЕ 17 ВЕКА ФРАНЦИИ И ГОЛЛАНДИИ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЯ ПЕЙЗАЖЕЙ КЛОДА ЖЕЛЕ (ЛОРРЕНА) «ОТПЛЫТИЕ СВЯТОГО ПАВЛА В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ», (1639) И ЯКОБА ВАН РЕЙСДАЛЯ «МЕЛЬНИЦА В ВЕЙКЕ», (1670) // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 85-85;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12814 (дата обращения: 21.11.2024).