Основным занятием мордвы с древнейших времен являлось земледелие, именно ему посвящены многие произведения мордовского фольклора. В них нашли отражение представления о этапах труда земледельца, о основных сельскохозяйственных орудиях труда с помощью которых производилась пахота, сев, жатва.
Древнейшим пахотным орудием мордвы был безотвальный резак - кереть (м., э.). Впоследствии основным орудием для обработки почвы становится деревянная соха (сока). В. П. Ежова писала, «В недалеком прошлом основным орудием для обработки земли у теньгушевской эрзи, как и у всей мордвы, была деревянная соха - «сока». Соха состояла из рассохи - «расока» с двумя железными сошниками, железной полицы - «полиция», веревочного подвоя - «подбой» и двух оглоблей - «сока ожия» [1]. Об этом орудии труда поется в мокшанской песне «Схожу в лес, сосну срублю»:
Соху сделаю, пахать выеду,
Соху сделаю, пахать выеду.
Пахать выеду, новую землю вспашу,
Пахать выеду, новую землю вспашу.
Новую землю вспашу, лен посею,
Новую землю вспашу, лен посею[2].
Одним из древнейших пахотных орудий у мордвы был также деревянный плуг - сабан, который в ряде мест применялся вплоть до начала XX века. О важной роли этого сельскохозяйственного орудия говорит тот факт, что с ним связано немало преданий. Сабан - богатырю, пашущему на десяти или двенадцати волах, принадлежит видное место в фольклоре.
Ой, там, там, за семью полями,
Ой, там, там, за семью лесами,
Пашет - боронует один эрзянский парень[3].
Почву рыхлили бороной с деревянными или железными зубьями. Так, в песне «Пир богов» богиня земли Норов ава говорит:
Нынче день - вторник;
Люди выедут сеять
Горсти семян разбрасывать.
У богатого железные бороны.
У бедняка борона деревянная[4].
Хлеб мордва убирала исключительно ручным способом с помощью серпов «тарваз» с зазубренным краем. Об этом сельскохозяйственном орудии упоминается во многих произведениях мордовского фольклора, например, в песне «Нинькин Пае»:
У Нинькина Пае двое детей,
У Нинькина Пае двое ребят.
У опушки леса загон пашет,
На переселке хлеб сеет...
Режет, режет Паевых женщина серпом,
Жнет, жнет Паевых женщина острым[5].
Серпом в основном жали рожь и пшеницу. Если же они были плохими, то их скашивали косой, а иногда выдергивали руками. Для уборки овса, гороха, гречихи, чечевицы мордва применяла косу с граблями [6].
Когда пойдут сельские мужики
В «Чурька потмо» луг косить,-
Острой косой могут его скосить,
Травой скошенной завалить[7].
Таким образом, в мордовском фольклоре в той или иной степени нашли отражения орудия труда, с помощью которых производилась пахота и жатва.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ежова В.П. О некоторых этнографических особенностях в культуре мордовского населения Теньгушевского района // Вопросы этнической истории мордовского района. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - С. 223.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.10. - Саранск, 1965. - С.241
- УПТМН : в 10 т. Т.1. Кн. 2. - Саранск, 1977. - С.106.
- УПТМН : в 10 т. Т.1. - Саранск, 1963. - С.39.
- УПТМН : в 10 т. Т.1. - Саранск, 1963. - С.39.
- Тумайкин В.П. О земледелии мордовского крестьянства Самарской губернии в XIX веке // Материалы по этнографии и археологии Мордовии. - Саранск, 1975. - С. 103.
- УПТМН : в 10 т. Т.6. Ч.1. - Саранск, 1963. - С.374.
Библиографическая ссылка
Козлова Т.А. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА МОРДВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОРДОВСКОГО ФОЛЬКЛОРА) // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 9. – С. 82-83;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12826 (дата обращения: 04.12.2024).