Область методики преподавания предметов естественно-математического цикла переживает в последние годы бурное развитие. Процессы информатизации общества в целом и образования в частности изменяют цели, задачи и содержание школьного образования. В связи с этим область методики преподавания различных учебных предметов пополнилась и продолжает пополняться новыми понятиями и новыми толкованиями уже известных понятий. Этот процесс требует осмысления и систематизации знаний и понятий данной области и упорядочения их в систему (тезаурус).
С другой стороны, в настоящее время развитие общества требует удовлетворения постоянно возникающих информационных потребностей. Для учителей математики, педагогических коллективов, студентов педагогических институтов востребовано создание терминологического словаря в области их непосредственной деятельности - методики преподавания математики в школе. Рассмотрим некоторые вопросы создания методического словаря по обучению математике в разделе частных методик.
Как методическое пособие для учителей, словарь должен предоставить чёткую теоретическую справку по рассматриваемой теме, указать методические аспекты изучаемого понятия - то, что учитель мог бы использовать в своей работе при подготовке к уроку и разработке собственной методики, технологии. Таким образом, словарь должен стать средством повышения эффективности обучения.
Как учебное пособие для студентов педагогических специальностей, изучающих методику, он должен способствовать формированию четких научных знаний по данной дисциплине, дополнять вузовские учебники по курсу методики и помочь в получении прочных знаний при изучении курса, прохождении педагогической практики.
Как справочная система в области методики, словарь должен выполнить задачу объединения, фиксирования и приведения в систему основных терминов, употребляющихся в частных методиках обучения математике. Подобные специальные словари как системы знаний способствуют вскрытию противоречий в существующих представлениях о предметной области, помогают обнаружить допущенные неточности, определить направления дальнейшего развития. На их основе возможно отслеживание развития логической структуры знания: образование новых понятий, изменение связей между существующими, расширение их содержания.
Таким образом, словарь должен явиться отражением достигнутого на современном этапе уровня развития данной области знаний и дать материал для изучения особенностей развития научных знаний и прогнозировать развитие науки.
Методический словарь должен быть близок по своему составу к информационной системе, некоторой базе данных, основными функциями которой являются нормативная, информационная, учебная.
Словарь по методике обучения математике в школе предполагается создать в электронном и книжном вариантах. Книжный (печатный) вариант может быть более кратким, электронный - более полным. В электронный вариант предполагается включить различные мультимедийные приложения: видеозаписи уроков ведущих учителей, методические разработки, примеры обучающих программ и т.п.
В соответствии с основными принципами разработки и классификации словарей, зафиксированными в лексикографии (науке о создании словарей), параметры рассматриваемого словаря предполагаются следующими:
- одноязычный;
- методический (предметная область словаря - частная методика преподавания математики в школе);
- информационный и учебный;
- энциклопедический (т.к. в нём приводится более или менее полное описание предметной и понятийной сфер действительности);
- нормативный (т.к. он должен собрать, систематизировать, унифицировать основные понятия методики, отразить устоявшиеся подходы и определения основных понятий этой области);
- выполняет нормативную, информационную, учебную функции, как мы уже отметили выше;
- о принципах отбора терминов в словник данного словаря укажем, что включаться в него должны лишь достаточно устоявшиеся методические термины, проверенные временем и практической деятельностью;
- по принципу расположения лексики - идеографический (тематический), т.к. он должен быть составлен на основе строгой научной классификации слов-понятий, образующих чёткую систему (терминосистему), близкую к терминологической базе данных. Для удобства можно снабдить словарь вторым «входом» - алфавитным указателем, а электронный словарь - системой поиска и гиперссылок, позволяющих быстро найти необходимое слово или словосочетание.
Одной из самых важных и сложных проблем, которая встаёт перед составителями терминологических словарей является проблема отбора терминов для словника этих словарей. Основными источника отбора терминов для нас являются монографии и статьи ведущих учёных и специалистов-практиков, вузовские учебники, учебная литература, справочники, энциклопедии.
Принципы отбора терминов должны основываться на определении понятий «термин» и «терминологическая система» и на месте последних в лексическом составе языка, а также на классификации и назначении этих словарей. Традиционно используемые принципы отбора терминов - полезность, частота встречаемости, семантическая целостность и неразложимость - должны быть дополнены применительно к методическому словарю. Кроме того, необходимо предварительное моделирование логико-понятийной системы, характерной для данной отрасли знания.
Технология создания любого словаря должна основываться на системном принципе. Предварительная систематизация терминов обязательна при создании словарей различных типов, в частности терминологических, а её отсутствие существенно снижает качество этих словарей.
Понятия отражаемой области - области частной методики - необходимо упорядочить определённым образом.
Опыт показывает, что применение системного подхода и, в частности, систематизации терминов не повышает, а снижает трудоемкость подготовки словаря:
- На этапе отбора лексики и подготовки словника систематизация позволяет определить степень охвата и отражения отдельных тематических пластов специальной лексики, установить четкие рамки словаря, отсеяв не принадлежащие тематике словаря случайные термины, обеспечить полноту словаря. Она существенно облегчает отбор лексики, уменьшает влияние субъективных факторов и дает возможность самоконтроля.
- На этапе составления основного указателя словаря систематизация терминов и отражаемых ими понятий значительно облегчает работу по составлению и уточнению дефиниций, так как с ее помощью могут быть наглядно представлены как ближайшие родовые термины, так и соподчиненные термины, сравнение с которыми позволяет выделить необходимые отличительные признаки для отражения в дефинициях.
- Систематизация терминов значительно облегчает установление взаимных ссылок.
- Кроме того, систематизация позволяет создавать большие по объему словари путем распределения отдельных тематических разделов между несколькими авторами с учетом их специализации и квалификации, что также облегчает подготовку словарей и способствует повышению их качества. [1], [2]
Результатом систематизации должна явиться некоторая иерархическая структура - графовая модель.
В подобной иерархической модели словаря каждый термин или их сочетание имеют своё место и связан с вышестоящими (родовыми), нижестоящими (видовыми) и соподчинёнными терминами соответствующими отношениями. У каждого термина имеется соответствующий порядок, отражающий его глубину по отношению к важнейшим понятиям отражаемой области знаний.
При составлении иерархии понятий избирается одна из методик:
- «от текста» (т.е. вычленяя отношения, возникающие между терминами в научных текстах);
- на основе анализа предметной области (т.е. «из общих соображений»);
- гибридный метод.
Мы считаем, что в рассматриваемой нами области частной методики преподавания математики предпочтение следует отдать методу конструирования на основе анализа области знаний. Словарь по разделу частной методики должен быть отражением области преимущественно практических, нежели теоретических знаний и должен быть приближен к практике ежедневного его использования.
Следующей проблемой является выработка плана словарной статьи. Она должна возможно полно и точно отразить наиболее существенные признаки рассматриваемого объекта, его взаимосвязи внутри системы знаний. Статья, посвящённая слову или словосочетанию в методическом словаре, должна отразить не столько теоретическую информацию об этом объекте, сколько методические его аспекты.
Следующим вопросом при создании словаря является вопрос о структуре словарной статьи.
Чаще всего словарная статья в толковом словаре состоит из
- заголовка (слова);
- грамматической характеристики термина;
- характеристики термина по его употребительности, стилистической окраске и происхождению;
- семантической характеристики термина (это основная часть словарной статьи - определение научного понятия) [3]
Следуя принципам относительности и множественности описаний, предположим зависимость структуры словарной статьи от композиционных параметров словаря: назначения, функций, объёма и т.д.
М.Р.Львов [4] при составлении словаря-справочника по методике русского языка использовал следующую структуру словарной статьи:
- слово (дубликат);
- определение;
- краткая справка об определяемом предмете;
- список литературы;
- ссылки на смежные статьи.
Примем эту структуру в качестве основы и наметим задачи, которые должна решить словарная статья в частнометодическом словаре по обучению математике.
Статья, посвящённая слову или словосочетанию в методическом словаре, должна отразить не столько теоретическую (математическую) информацию об этом объекте, сколько методические его аспекты, например:
- место понятия в школьном курсе;
- этапы изучения понятия;
- методические подходы к его изучению;
- частная классификация, если таковая имеется и т.п.
Статья может содержать ссылки на смежные статьи, более подробно освещающие вопросы, упоминающиеся в данной статье. Желательно наличие литературных источников, которые помогли бы пользователю при необходимости более глубоко изучить этот вопрос.
Однако в связи с наличием в словнике терминов различных порядков, а следовательно различной значимости, логично предположить значительную дифференциацию структур и объёмов словарных статей по терминам различных порядков.
Статьи, посвящённые терминам нулевого порядка - важнейшим методическим линиям - должны отразить математическое содержание понятия, его различные трактовки (если таковые имеются), значение и место понятия в системе школьной математики, возможные методические подходы к его введению и изучению. Такие статьи могут иметь краткий исторический экскурс в историю возникновения и развития понятия и обозначающего его термина.
Статьи же, посвящённые терминам более высоких порядков, т.е. менее значимым, могут состоять лишь из краткого определения и методических особенностей изучения данного понятия.
Таким образом, приблизительная структура словарной статьи может быть следующей:
- понятие;
- определение или описание;
- методические аспекты понятия (этапы, план и различные подходы к его изучению);
- ссылки на смежные статьи;
- литература.
ЛИТЕРАТУРА:
- Гринёв С.В. Основы лексикографического описания терминосистем: Автореферат дисс. на с.у.с. доктора филологических наук. - Москва, 1990. - 43с.
- Гринёв С.В., Лейчик В.М. Некоторые аспекты тезаурусного представления знаний//НТИ. - Сер.2. - 1993. - №10
- Герд А.С. Основы научно-технической лексикографии (Как работать над терминологическим словарем.) Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка, М.: Просвещение, 1988
Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» по направлению «Образовательные технологии» (15-20 марта, 2004 г.)
Библиографическая ссылка
Самарина А.Е. О НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРАХ ЭЛЕКТРОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ПО ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 100-102;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12832 (дата обращения: 23.11.2024).