Под работоспособностью понимают способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы (1). Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при синхронной, скоординированной деятельности. Известно участие в обеспечении умственной работоспособности суточного ритма вегетативных функций, а это указывает, что умственная работоспособность является не только функцией центральной нервной системы. Во всех возрастах умственная работоспособность связана с состоянием здоровья, морфофункциональной зрелостью и готовностью к умственной и физическим нагрузкам (2).
Основной целью нашей работы было выявить особенности взаимосвязи физиологических показателей кардиореспираторной системы и умственной работоспособности у школьников-подростков, обучающихся в средних учебных заведениях города Белгорода.
В течение 2003 года были обследованы мальчики-подростки 1989-1991 годов рождения. Были определены соматометрические показатели, основные легочные объемы, а также такие показатели сердечно-сосудистой системы, как частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давления, ортостатическая проба. Уровень умственной работоспособности определяли методом корректурной пробы.
Исследования показали, что морфофункциональное развитие и умственная работоспособность мальчиков 1989-1991 годов рождения в целом находятся в пределах возрастной нормы (таблица 1).
Таблица 1. Морфофункциональные показатели мальчиков 1989-1991 годов рождения
Показатели |
1989 год рождения |
1990 год рождения |
1991 год рождения |
Рост (см) |
172,3±2,33 |
159,1±2,67 |
161,1±2,65 |
Масса тела (кг) |
56,9±2,79 |
49,9±2,66 |
46,8±3,26 |
Сила кисти (кг) |
31,18±1,967 |
28,1±1,96 |
23,3±1,72 |
Окружность грудной клетки (см) |
81,0±1,24 |
78,4±1,49 |
78,1±2,09 |
Экскурсия грудной клетки (см) |
6,54±0,529 |
7,0±0,69 |
5,89±0,678 |
ЖЕЛ (мл) |
3427,3±70,18 |
3271,4±122,89 |
2644,4±209,57 |
ДО (мл) |
706,4±63,28 |
834,3±48,74 |
693,3±72,57 |
РОВ (мл) |
1333,6±152,98 |
1090,0±87,7 |
1138,9±121,27 |
ЧСС (уд/мин) |
76,8±2,16 |
71,4±3,41 |
85,6±4,44 |
Систолическое давление (мм рт.ст.) |
119,1±2,11 |
118,6±2,61 |
118,3±4,86 |
Диастолическое давление (мм рт.ст.) |
69,1±2,51 |
77,1±4,74 |
73,9±2,74 |
Ортостатическая проба |
23,6±1,92 |
20,7±0,71 |
25,6±4,12 |
Получив представленные данные, мы приступили к выяснению возможной взаимосвязи между морфофункциональными показателями организма и уровнем умственной работоспособности (таблица 2). Для этого был использован расчет регрессии с определением коэффициента Пирсона.
Таблица 2. Показатели умственной работоспособности (по методу корректурной пробы) мальчиков 1989-1991 годов рождения
Показатели |
1989 год рождения |
1990 год рождения |
1991 год рождения |
V |
597,4±24,21 |
572,1±89,75 |
508,0±56,89 |
K |
1,46±0,221 |
0,39±0,032 |
0,41±0,027 |
VI |
5,64±1,267 |
24,7±5,08 |
11,9±3,14 |
VI1 |
3,18±0,807 |
16,9±5,33 |
7,56±2,534 |
VI(500) |
5,05±1,238 |
24,9±5,19 |
12,5±3,16 |
VI1(200) |
2,93±1,084 |
15,7±4,33 |
7,98±2,492 |
n |
82,1±5,24 |
97,6±15,84 |
89,7±11,27 |
N |
87,2±5,61 |
117,6±14,81 |
101,0±11,11 |
A |
0,68±0,054 |
0,81±0,038 |
0,88±0,030 |
P |
406,4±28,55 |
475,8±91,23 |
451,9±58,42 |
Q |
354,6±14,37 |
339,6±53,27 |
301,5±33,77 |
n1 |
5,09±1,141 |
20,0±3,55 |
11,3±3,04 |
S |
354,5±14,37 |
339,4±53,28 |
301,5±33,77 |
Следует отметить, что, несмотря на литературные данные (3) о том, что нейроэндокринная перестройка в подростковом организме проявляет себя снижением умственной работоспособности и отрицательно сказывается на сопротивляемости утомлению, наши исследования показали сохранение общего фонового уровня этого показателя. Однако следует ожидать, что эти эффекты проявятся несколько позже, возможно к концу пубертатного периода.
В результате расчетов коэффициента Пирсона было выявлено, что степень подвижности нервных процессов и коэффициент продуктивности имеют высокую степень зависимости от показателей легочных объемов и частоты сердечных сокращений. В большей степени это касается мальчиков 1989 года рождения. У мальчиков 1990 и 1991 годов рождения подобные зависимости выражены слабее.
Другие показатели, изучаемые нами в ходе исследования, не проявили своей связи с уровнем умственной работоспособности. Это, однако, не свидетельствует об абсолютной невозможности выявления таких зависимостей у школьников других возрастов, что стимулирует к продолжению исследований.
ЛИТЕРАТУРА:
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой. - М., 1968. - 251 с.
- Антропова М.В., Козлов В.И. Физическое развитие подростков и их работоспособность // Физиология развития подростков / Под ред. Д.А. Фарбер. - М., 1988. - Глава 9. - С. 158-183.
- Нормализация учебной нагрузки школьника / Под ред. М.В. Антроповой, В.И. Козлова. - М., 1988. - 160 с.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Научное студенческое сообщество и современность» (18-25 мая, 2004 г., г. Анталия, Турция)
Библиографическая ссылка
Усачева Л.М., Присный А.А. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МАЛЬЧИКОВ 1989-1991 ГОДОВ РОЖДЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 109-111;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12843 (дата обращения: 23.11.2024).