В условиях современного общества, часто называемого "обществом риска", сформировалось устойчивое привыкание человека к жизни в экстремальной среде. Одним из ее проявлений являются экологические опасности. Человек уже не замечает загрязненности атмосферы, некачественной воды, химически "грязных" продуктов питания, адаптировался к изменившимся климатическим условиям и т.д.
Природа, в подавляющем большинстве случаев на бытовом уровне, современным человеком рассматривается как не основной, а сопутствующий элемент его жизнедеятельности. Овладев достижениями научно-технического прогресса, направленными на изъятие природных ресурсов, создав мощную индустрию, человек уверовал в свое могущество. Абстрактные рассуждения о грозящем глобальном экологическом кризисе, обычно звучат не достаточно убедительно. И только серьезные природные катаклизмы, при которых, порой, перечеркиваются достижения человеческой деятельности, затрагиваются интересы конкретного человека, заставляют задуматься над нашей зависимостью от природных сил.
Высказанная идея В.И. Вернадского о создании "общества разума", базирующегося на сохранении, восстановлении и развитии всего природно-эстетического богатства, накопленного человеческой цивилизацией, получила широкое теоретическое развитие на протяжении ХХ столетия. В основе теорий лежат принципы целостности мира, экологизации производственной деятельности, единства естественнонаучного и гуманитарного знания и т.д. Их реализация должна способствовать формированию культуры нового типа. Но именно мировоззренческие аспекты проблемы оказались наиболее сложными в осуществлении.
Что же мешает современному человеку воспринять идею создания общества разумной достаточности? Можно выделить несколько факторов, лежащих в основе проблемы и уходящих своими корнями в не столь далекое историческое прошлое.
Экономический фактор: Весь ХХ век прошел под знаком наращивания экономической мощи государства. ресурсы, предоставленные в распоряжение человека, использовались расточительно. Не было осознано, что прогресс цивилизации состоит не в обладании этими богатствами, а в умении целесообразно ими пользоваться. Провозглашенные принципы рационального природопользования, комплексного использования сырья деформировались под влиянием политических стереотипов периода "великих строек".
Идеологический фактор: Противоречивость природоохранной политики, когда с одной стороны пропагандировались идеи бережного отношения к природе, а в практической производственной деятельности происходило беспощадное ее уничтожение (затопление лесов водохранилищами ГЭС, отравление водоемов промышленными отходами и т.д.), оказала воздействие на формирование психологии нескольких поколений населения страны, выражающуюся фразой "на наш век хватит". Экологический кризис подчеркивает глубину человеческого эгоизма по отношению к природе.
Социальный фактор: В Концепции охраны здоровья населения России на период до 2005 г. отмечается, что экологические факторы могут влиять на социальную составляющую качества жизни в диапазоне 15-30%. Это выражается в повышении уровня заболеваемости, в сокращении продолжительности жизни, в снижении комфортности проживания на той или иной территории. А при техногенных нарушениях природных порогов безопасности жизнеобеспечения человека влияние экологических факторов резко возрастает и перечеркивает действие социальных. В этом случае человек попадает в условия борьбы за выживание и не задумывается о цивилизационных ценностях.
В странах Западной Европы экологические интересы стали доминировать в общественном сознании в условиях материального благополучия большинства населения в конце 60-х гг. ХХ в. социологический опрос в 22 странах, проведенный в 1992 г. на тему о приоритетности охраны окружающей среды или экономического роста, показал, что почти везде, за исключением России, главным направлением в развитии были выбраны вопросы экологии.
Восприятие идеи В.И. Вернадского требует изменения ценностных ориентаций, создания предпосылок для появления нового типа личности - "экологического человека", реализующего свои жизненные интересы в соответствии с учетом сложившихся социально-экологических противоречий. Экологическое воспитание, безусловно, окажет свое позитивное воздействие на поведение человека. Но какое бы "сверхпередовое" сознание ему не насаждалось, реальные обстоятельства обусловят корректировку мировосприятия.
Для решения экологических проблем требуется изменить социальные условия, которые должны учитывать экологические потребности человека и обеспечить цивилизованное развитие. В "Стратегию устойчивого развития" заложен ноосферный принцип, что предполагает учет интересов будущих поколений, приоритетность роста человеческого и природного капитала над экономическим. в этом случае экономика должна быль не целью, а средством совершенствования человека. Но здесь возникает новый вопрос: готова ли к такому варианту развития современная Россия?
Библиографическая ссылка
Савчук Н.В. СПОСОБЕН ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНЯТЬ ИДЕЮ В.И. ВЕРНАДСКОГО? // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 9. – С. 70-71;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13411 (дата обращения: 23.11.2024).