В свою очередь новые экономические подходы к оценке эффективности лечебного процесса не могут быть оставлены без внимания и предприятиями - производителями лекарственных препаратов. Они должны рассматривать современные фармакоэкономические принципы организации лекарственной помощи населению как перспективную и обязательную основу стратегии своего долгосрочного развития.
Фармакоэкономические принципы организации лекарственной помощи населению,являются актуальной задачей и несут в себе объективные инструменты в рыночной конкурентной борьбе, когда наиболее востребованными становятся эффективные и оптимальные по цене препараты. Вопрос о повышении эффективности деятельности предприятий производителей лекарственных средств должен рассматривается с двух позиций. Первая связана с анализом регламента внешней рыночной среды, где необходимо адекватно оценивать механизмы государственного регулирования фармацевтического рынка и его конкурентную напряженность. Вторая определяется соответствием стратегии развития предприятия (внутренний среды) концепции развития системы здравоохранения.
Опыт, накопленный в экономически развитых странах, позволяет спрогнозировать основные направления политики государства по обеспечению населения фармацевтическими препаратами и их рациональному использованию на фармакоэкономических принципах. Тем самым определить наиболее вероятный сценарий развития внешней рыночной среды. Наиболее вероятно государственное регулирование организации лекарственной помощи в этом случае будет предусматривать:
- определение предельного размера расходов на фармацевтические препараты в структуре расходов на душу населения или койкодень;
- соучастие потребителей в расходах в целях снижения нерационального спроса на лекарственные препараты;
- введение негативных и позитивных перечней лекарственных средств;
- осуществление государственного контроля за ценами на препараты;
- установление предельных уровней расходов на продвижение лекарственных средств;
- воздействие на практику назначения врачами лекарственных препаратов путем возложения ответственности за нерациональное исполнение бюджета;
- стимулирование инвестиций, которые создают условия для развития национальных фармацевтических компаний, ведущих свою производственную программу на принципах фармакоэкономики.
В определенной степени эти подходы уже нашли отражение в документах Министерством здравоохранения Российской Федерации при формировании государственной политики в области лекарственного обеспечения, которая осуществляется по трем основным направлениям:
- Совершенствование механизмов государственного регулирования лекарственного обеспечения.
- Обеспечение государственной поддержки отечественных производителей лекарственных средств.
- Совершенствование системы организации обеспечения лекарственными средствами и управления фармацевтической деятельностью.
Реализация первого направления предусматривает проведение широкого комплекса организационно-правовых мероприятий. Среди них особое значение имеет развитие нормативноправовой базы. Только за период 19972000 гг. были приняты: Федеральный Закон «О лекарственных средствах» (1998 г.), Постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании лекарственного обеспечения населения» (1998 г.), «О мерах по стабилизации потребительского рынка в Российской Федерации» (1998 г.), «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» (1999 г.), «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами» (1999 г.). Издан ряд основополагающих приказов, регулирующих отношения между субъектами фармацевтического рынка (делающих «прозрачной» систему ценообразования на лекарственные средства в условиях оптовой и розничной продажи); государственную регистрацию отпускных цен производителей фармацевтических препаратов, включенных в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения»; мониторинг лекарственных средств, прежде всего отпускаемых декретированным категориям; торговые надбавки в соответствии с реальными затратами и др. Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (1999 г.) пересмотрены меры фармацевтического надзора и т.д.
По существу, внешняя рыночная среда определяет жесткий регламент по развитию рынка лекарственных средств в направлении повышения эффективности и доступности лекарственной помощи населению. Следовательно, предприятия производители лекарственных препаратов, стремящиеся адекватно реагировать на конъюнктуру рынка и тем самым усилить свои рыночные преимущества, должны кардинальным образом трансформировать свою ассортиментную политику в направлении развития фармакоэкономических преимуществ выпускаемой продукции. В конечном счете, выпускаемая предприятием продукция должна:
- минимизировать расходы бюджетов здравоохранения и фондов ОМС (страховых медицинских организаций) на медикаменты в структуре совокупных затрат на реализацию программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью;
- быть востребована для рациональной фармакотерапии, которая обеспечивает клиническую и экономическую эффективность лечебно-диагностического процесса, а следовательно, рациональное использование ограниченных ресурсов здравоохранения;
- по результатам фармакоэкономической экспертизы должна быть включена в отраслевыестандарты (протоколы) лечения заболеваний, оплачиваемых за счет государства, страховых медицинских организаций, или за которые пациент осуществляет солидарный платеж.
Таким образом, в основу ассортиментной политики предприятий производителей лекарственных средств для обеспечения устойчивой конкурентоспособности должны быть положены подходы, связанные с обеспечением фармакоэкономических преимуществ выпускаемых лекарственных препаратов. Крайне важна ориентация предприятий на требования рациональной фармакотерапии, основанной на принципах доказательной медицины, с использованием критериев фармакоэкономики.
Библиографическая ссылка
Быстрицкий Л.Д., Ильченко Т.Э., Гришин А.В. Формакоэкономическая основа ассортиментной политики производителей фармацевтической продукции // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 7. – С. 39-41;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14612 (дата обращения: 23.11.2024).