Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Формакоэкономическая основа ассортиментной политики производителей фармацевтической продукции

Быстрицкий Л.Д. Ильченко Т.Э. Гришин А.В.
В последнее десятилетие в мире серьезной проблемой в области политики здравоохранения в мире стала растущая стоимость медицинского обслуживания населения. Это связывается с рядом факторов: увеличением доли престарелого населения, повышением уровня хронических заболеваний, появлением альтернативных видов лечения, характеризующихся широким диапазоном стоимости. По существу, оптимизация процесса оказания медицинской помощи населению стала невозможна без внедрения технологий по стандартизации медицинских услуг, предусматривающих внедрение формулярной системы, маркетинговых и фармакоэкономических исследований. Эти инновации весьма актуальны сегодня в связи с необходимостью обеспечения государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению, ее доступности и эффективности в условиях ограниченного бюджетного финансирования.

В свою очередь новые экономические подходы к оценке эффективности лечебного процесса не могут быть оставлены без внимания и предприятиями - производителями лекарственных препаратов. Они должны рассматривать современные фармакоэкономические принципы организации лекарственной помощи населению как перспективную и обязательную основу стратегии своего долгосрочного развития.

Фармакоэкономические принципы организации лекарственной помощи населению,являются актуальной задачей и несут в себе объективные инструменты в рыночной конкурентной борьбе, когда наиболее востребованными становятся эффективные и оптимальные по цене препараты. Вопрос о повышении эффективности деятельности предприятий производителей лекарственных средств должен рассматривается с двух позиций. Первая связана с анализом регламента внешней рыночной среды, где необходимо адекватно оценивать механизмы государственного регулирования фармацевтического рынка и его конкурентную напряженность. Вторая определяется соответствием стратегии развития предприятия (внутренний среды) концепции развития системы здравоохранения.

Опыт, накопленный в экономически развитых странах, позволяет спрогнозировать основные направления политики государства по обеспечению населения фармацевтическими препаратами и их рациональному использованию на фармакоэкономических принципах. Тем самым определить наиболее вероятный сценарий развития внешней рыночной среды. Наиболее вероятно государственное регулирование организации лекарственной помощи в этом случае будет предусматривать:

  • определение предельного размера расходов на  фармацевтические препараты в структуре расходов на душу населения или койкодень;
  • соучастие потребителей в расходах в целях снижения нерационального спроса на лекарственные препараты;
  • введение негативных и позитивных перечней лекарственных средств;
  • осуществление государственного контроля за ценами на препараты;
  • установление предельных уровней расходов на продвижение лекарственных средств;
  • воздействие на практику назначения врачами лекарственных препаратов путем возложения ответственности за нерациональное исполнение бюджета;
  • стимулирование инвестиций, которые создают условия для развития национальных фармацевтических компаний, ведущих свою производственную программу на принципах фармакоэкономики.

В определенной степени эти подходы уже нашли отражение в документах Министерством здравоохранения Российской Федерации при формировании государственной политики в области лекарственного обеспечения, которая осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Совершенствование механизмов государственного регулирования лекарственного обеспечения.
  2. Обеспечение государственной поддержки отечественных производителей лекарственных средств.
  3. Совершенствование системы организации обеспечения лекарственными средствами и управления фармацевтической деятельностью.

Реализация первого направления предусматривает проведение широкого комплекса организационно-правовых мероприятий. Среди них особое значение имеет развитие нормативноправовой базы. Только за период 19972000 гг. были приняты: Федеральный Закон «О лекарственных средствах» (1998 г.), Постановления Правительства Российской Федерации «О совершенствовании лекарственного обеспечения населения» (1998 г.), «О мерах по стабилизации потребительского рынка в Российской Федерации» (1998 г.), «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» (1999 г.), «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами» (1999 г.). Издан ряд основополагающих приказов, регулирующих отношения между субъектами фармацевтического рынка (делающих «прозрачной» систему ценообразования на лекарственные средства в условиях оптовой и розничной продажи); государственную регистрацию отпускных цен производителей фармацевтических препаратов, включенных в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения»; мониторинг лекарственных средств, прежде всего отпускаемых декретированным категориям; торговые надбавки в соответствии с реальными затратами и др. Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (1999 г.) пересмотрены меры фармацевтического надзора и т.д.

По существу, внешняя рыночная среда определяет жесткий регламент по развитию рынка лекарственных средств в направлении повышения эффективности и доступности лекарственной помощи населению. Следовательно, предприятия производители лекарственных препаратов, стремящиеся адекватно реагировать на конъюнктуру рынка и тем самым усилить свои рыночные преимущества, должны кардинальным образом трансформировать свою ассортиментную политику в направлении развития фармакоэкономических преимуществ выпускаемой продукции. В конечном счете, выпускаемая предприятием продукция должна:

  • минимизировать расходы бюджетов здравоохранения и фондов ОМС (страховых медицинских организаций) на медикаменты в структуре совокупных затрат на реализацию программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью;
  • быть востребована для рациональной фармакотерапии, которая обеспечивает клиническую и экономическую эффективность лечебно-диагностического процесса, а следовательно, рациональное использование ограниченных ресурсов здравоохранения;
  • по результатам фармакоэкономической экспертизы должна быть включена в отраслевыестандарты (протоколы) лечения заболеваний, оплачиваемых за счет государства, страховых медицинских организаций, или за которые пациент осуществляет солидарный платеж.

Таким образом, в основу ассортиментной политики предприятий производителей лекарственных средств для обеспечения устойчивой конкурентоспособности должны быть положены подходы, связанные с обеспечением фармакоэкономических преимуществ выпускаемых лекарственных препаратов. Крайне важна ориентация предприятий на требования рациональной фармакотерапии, основанной на принципах доказательной медицины, с использованием критериев фармакоэкономики.


Библиографическая ссылка

Быстрицкий Л.Д., Ильченко Т.Э., Гришин А.В. Формакоэкономическая основа ассортиментной политики производителей фармацевтической продукции // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 7. – С. 39-41;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=14612 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674