В данной работе рассматривается подход к организации системы поддержки принятия решений на основе базы знаний в составе информационной системы поддержки принятия решений (ИСППР). База знаний (БЗ) ИСППР объединяет две модели представления знаний: на основе правил и на основе прецедентов.
Предлагается подход к построению ИСППР на основе использования UML моделей для определения объектов и правил поведения системы в проблемных ситуациях. Для разработки базы знаний системы также используются диаграммы на языке UML. Для описания поведения системы строится диаграмма использования (Use Case Diagram) в нотации UML.
На основе данных диаграммы использования описываются основные объекты будущей ИСППР с учетом их взаимодействия. Таким образом, последовательность действий в разрабатываемой ИСППР следующая:
- Ввод данных в систему (осуществляется химиком-лаборантом).
- Сохранение данных в БД для последующего анализа и сбора статистики (химиком-лаборантом).
- Предварительный анализ данных (осуществляется разрабатываемой системой для химиковтехнологов).
- Активизация сигнала тревоги при возникновении проблемной ситуации (осуществляется разрабатываемой системой для диспетчера).
- Запрос к ИСППР о рекомендации решения (осуществляется диспетчером).
- Принятие решения на основе рекомендации ИСППР (осуществляется диспетчером).
- Сохранение прецедента принятия решения в ИСППР.
Алгоритм формирования правил принятия решений разрабатывается на основе диаграмм действий (Activity Diagram), прецеденты формируются на базе диаграммы классов (Class Diagram) UML модели.
Библиографическая ссылка
Алькин А.Ю. Старцева Е.Б. Создание информационной системы поддержки принятия решений для диспетчерского управления на нефтехимическом предприятии // Успехи современного естествознания. – 2003. – № 11. – С. 110-111;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15360 (дата обращения: 17.02.2025).