Современные проблемы науки - это те, которые в настоящее время финансируются, и те, решения, которые требует сама жизнь. Наука включает в себя как деятельность на получение новых знаний, так и результат этой деятельности. Наука в ходе исторического развития превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт.
Факторы, влияющие на развитие и эффективность научных исследований, проводимых в высшей школе, можно разделить на внешние, по отношению к системе высшего образования, и внутренние. Внутренние факторы обусловлены несовершенством организации науки внутри высшей школы, как системы, и в вузах, как элементах этой системы.
Такое деление является, в известной мере, условным, поскольку внешние условия изменяются в зависимости от уровня работы самой высшей школы, внутренние же условия существуют, изменяются, преодолеваются с учетом условий и обстоятельств внешних. Подобная диалектическая взаимосвязь обычна для любой сложной системы, а высшая школа, безусловно, таковой является.
Не останавливаясь на их подробном анализе, отметим, что внешние и внутренние факторы достаточно важны, содержат в себе значительные резервы и возможности для оптимизации вузовской науки, для всестороннего повышения ее эффективности.
В настоящее время высшие учебные заведения должны стать активными участниками, а в ряде регионов и лидерами территориальных научно-производственных ассоциаций, объединяющих промышленные предприятия, производственную инфраструктуру, научные и конструкторские организации.
На основе широкой интеграции должно быть предусмотрено формирование учебно-технических комплексов вузов. Наряду с центрами, создаваемыми при сотрудничестве с академическими учреждениями и отраслевыми министерствами, расширением в системе высшей школы сети научных и конструкторских организаций, инженерных центров, учебно-научно-производственных объединений должны получить развитие новые формы. Это общественно-государственные, кооперативные, арендные и акционерные организации научно-производственного внедренческого характера (в том числе с зарубежными фирмами), центры научно-технического творчества молодежи и центры научно-технических услуг, арендные коллективы, акционерные межвузовские центры, которые в дальнейшем должны стать базой технологических парков вузов.
Интеграция должна быть важнейшей формой сотрудничества и развития вузов в составе промышленных комплексов. Интеграция на качественно новой основе должна стать основной формой сотрудничества вузов с отраслевыми министерствами и ведомствами.
Среди основных целей интеграции следует выделить такие как - использование результатов исследований вузов, совместное производства мелкосерийной и малотоннажной наукоемкой продукции, создание инжиниринговых систем с кадровым сопровождением, укрепление материально-технической и социальной базы вузов.
Наряду с инженерными и научно-техническими центрами, испытательными полигонами на базе вузов приоритетное развитие должны получить учебно-научные центры научно-производственных объединений, совместные экспериментально-опытные производства и предприятия с участием зарубежных партнеров, конструкторские бюро, научно-консультационные пункты, системы коллективного пользования уникальным оборудованием и производственным потенциалом отраслевых министерств.
Следует шире проводить исследования в содружестве с научными учреждениями Российской АН, Российской АСХН и другими учреждениями. Это будет способствовать сокращению цикла от разработки до внедрения продукции, его более широким масштабам и обеспечит «зеленую улицу» новым методам организации взаимодействия высшей школы и производственных отраслей, создавая условия обеспечения учебного процесса современными техническими средствами, что значительно повысит эффективность работы вузов в деле подготовки высококвалифицированных специалистов.
Библиографическая ссылка
Глущенко Л. Ф., Глущенко Н. А., Лебедев А. С. ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 5. – С. 32-33;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15655 (дата обращения: 23.11.2024).