Вера в то, что главной целью человеческого общества является рост производства и что наиболее жизнеспособными и прогрессивными являются те общества, которые потребляют наибольшее количество энергии и природных ресурсов, а также в то, что технология есть добро, т.к. она способствует решению многих проблем, стоящих перед человечеством, сегодня становится практически повсеместной, переступив государственные границы и любые идеологические барьеры. Такие идеи привели к резкому изменению окружающей среды на планете, и настало время переоценки наших самых фундаментальных ценностей. Нельзя больше исходить из допущений, что кто-то другой будет страдать от последствий бездумного расходования природных ресурсов. Нельзя мыслить одним днём, ставить нужды и желания одной группы людей над интересами всех остальных. И, наконец, нельзя больше рассматривать самих себя в качестве управляющих природными процессами, неподвластных обратному влиянию. Если мы хотим претворить идею устойчивого развития в жизнь, мы должны привести в гармонию нужды, интересы и дела людей с потребностями жизнедеятельности природы. Самое трудное сегодня - это найти способ сделать устойчивое реальностью. В то время как ключевым здесь является пересмотр нашего образа жизни и определяющих его этических и культурных ценностей, не безынтересными могут показаться и решения, предлагаемые различными религиозными учениями и особенностями мировосприятия, характерного для разных народов. Идеи и ценности для построения экологичного и справедливого общества рождались и прежде, и они постоянно терпели крах при соприкосновении с господствующим настроем большинства. Общество в своей деятельности должно быть разборчиво и мудро. Необходимо относиться к среде своего обитания, как к особой сложной и хрупкой системе, а не только как к средству удовлетворения наших потребностей.
Человеческие и культурные ценности - это не всегда данные догмы. Они меняются и развиваются. Подтверждением тому служит расширение и укрепление экологического движения за последние годы. На местном уровне произошло смещение акцента на создание организаций и групп совместного действия по всему миру. На государственном уровне политические партии стали уделять вопросам защиты окружающей среды одно из центральных мест в своих программных документах. На международном уровне эволюцию экологических идей можно проследить по результатам и конечным документам крупнейших международных конференций. Следует тщательным образом изучить культурные аспекты экологических проблем. Без понимания идейной базы разрушительной политики и практики, ставящих под угрозу наше существование определение и воплощение альтернативных парадигм и структур, в лучшем случае, будет искусственным. Люди находятся в основании каждого общества, и глобальные изменения есть результат действия всех его членов. Успех или поражение в деле обеспечения устойчивого будущего для наших детей будет во многом зависеть от того, сможем ли мы воспитать критически настроенных, знающих, мыслящих граждан, заинтересованных в сохранении среды своего обитания, и обладающих для этого необходимыми средствами. Строительство такого гражданского общества, которое будет основано на экологической сознательности, - это главная задача на будущее, выполнение которой потребует фундаментального переосмысления наших взаимоотношений с окружающей средой.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. ФАКТОР КУЛЬТУРЫ В ПОСТРОЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 120-121;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15717 (дата обращения: 24.11.2024).