Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Андреева Л.Д.

На современном этапе развития педагогики владение учителем управленческими знаниями и умениями стало важнейшим условием успешности его педагогической деятельности.

В психолого-педагогическом сопровождении молодых учителей нами были применены разнообразные средства, формы и методы формирования управленческой культуры, которые были направлены на развитие педагогической деятельности, профессиональное становление, снятие психологических трудностей адаптации и т.д.

Создали методическое объединение молодых учителей, названная школой молодого учителя (ШМУ), которая явилась одной из эффективных форм формирования УК молодых учителей. Работа ШМУ создает благоприятные условия для самореализации личности, его общения, участия в соуправлении, дает больше возможности «ситуации успеха» для каждого члена ШМУ. Занятия в школе молодого учителя помогают овладеть такими профессиональными значимыми умениями, как умения наблюдать за реальными педагогическим процессом, извлекать отдельные педагогические явления из сложной общей картины, анализировать их, видеть их место, значение, взаимосвязи в общей системе, умения обобщать увиденное, делать правильные выводы, оформлять, излагать и защищать полученные результаты.

В процессе работы с молодыми учителями мы выработали следующие методические правила работы с ними:

  • четкое осознание цели и назначение занятий по формированию управленческой культуры в системе профессионального становления молодого учителя и в системе организации учебно-воспитательного процесса в целом;
  • использование разнообразных практических форм работы: решение педагогических задач; моделирование педагогических ситуаций; деловые игры и драматизация; уроки; тренинги; разработки урочных и внеурочных форм работы и их анализ; анализ детских работ; разработка и анализ всевозможных наглядных, методических и дидактических пособий (организация квазипрофессиональной деятельности);
  • построение методического анализа на основе разработанных научных критериев.

Интерес к педагогической деятельности вызывается лишь в том случае, если молодой учитель является субъектом этой деятельности. Активность обеспечивается, когда молодой учитель находится в постоянном состоянии решения и анализа проблем.

Составлен план работы с молодыми учителями, назначен методический день работы с ними. Далее нами была разработана программа занятий по формированию УК в ШМУ.

Необходимо шире вводить психологические тренинги и практикумы общения, так как молодые учителя психологически зажаты, закомплексованы в стереотипы. В работе классных руководителей прослеживается взаимодействие со школьным психологом, его профессиональная консультация. Вместе с психологом Андреевой Е.К. составлена программа снятия психоэмоционального напряжения у молодых учителей. Программа включает в себе описание организационного этапа тренинга, куда входит: знакомство консультанта с заказчиком, с возможными участниками тренинга, диагностика и подбор участников в группу, подготовка и оснащенность помещения.

Курс состоит из 8 встреч, каждая из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее важных моментов, на которые стоит обратить внимание консультанту.

Построение программы:

  • психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом;
  • ведение дневников участниками тренинга;
  • аналитическая работа ведущего по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т.д.).

Эта программа включает комплексное применение приемов аутотренинга, медитационных и психоэмоциональных техник. Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Разработана технология работы психолога с молодыми учителями. Целью данной технологии является эмоциональная поддержка молодых учителей, что укрепит их веру в себя. Среди методов, используемых психологом, наиболее эффективными являются: работа в группах (обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности в условиях группы); видеотренинги профессионально-педагогического общения; посещение уроков психологом с последующим их обсуждением с педагогом. Таким образом, молодые учителя получают психологическую помощь в адаптации к условиям работы в школе, в выборе категории, соответствующей уровню его профессионального мастерства и психологической компетентности; рекомендации по учету индивидуально-психологических особенностей педагога. Важным моментом является индивидуальная работа психолога с молодым учителем.

Эффективной формой психологической помощи считается карьерное консультирование. В основе карьерного консультирования лежит метод «рефлексивного жизнеописания» - одна из наиболее глубоких и гибких процедур сбора психологической информации, объединяющая методы клинической беседы и интервью. В основе метода лежит не просто последовательное изложение профессионально-биографических фактов, но и рефлексия, подразумевающая анализ, отбор, оценку и классификацию эпизодов, рассказ о профессиональных проблемах и планах.

Разработанная нами Программа профессионального и личностного роста молодого учителя основана на следующих принципах: принцип сотрудничества - участники собеседования занимают равноправные партнерские позиции; принцип диалога - участники находятся в постоянном контакте, обсуждают вопросы, которые возникают в ходе проведения; принцип конфиденциальности - информация, полученная в ходе собеседования, не выносится для обсуждения с другими без согласия ее участников. Это возможно лишь в том случае, если деятельность педагога, по мнению психолога, может навредить психологическому или физическому благополучию окружающих, прежде всего ребенку.

В интервью включены следующие сферы деятельности:

  1. Отношения с учащимися.
  2. Отношения с коллегами и администрацией.
  3. Мотивация педагогической деятельности.
  4. Профессиональный рост педагога.
  5. Психологическая компетентность.

Молодому учителю предоставляется объективная информация о его личности и деятельности с целью предоставить педагогу возможность понять свои ограничения, сильные и слабые стороны; получить обратную связь от детей и родителей о себе как профессионале и как личности.

Индивидуальная диагностика и консультирование осуществляется психологом с помощью следующих методов:

  1. Опросник Кеттелла.
  2. Опросник Айзенка.
  3. Опросник Тимоти Лири.
  4. Анкета «Основные показатели деятельности педагога» (для учащихся Х-ХI классов).
  5. Анкета «Учитель - ученик» (для учащихся VI-VII классов).
  6. Анкета для учащихся III, IV, V классов.
  7. Опросный лист для экспертной оценки учителя среди родителей учащихся.

Психологический анализ педагогической деятельности молодого учителя дает ему возможность совершенствовать педагогическую деятельность.

Необходимые условия профессионального развития молодого учителя: потребность у педагога в позитивных изменениях (заставить развиваться нельзя); заключение контракта между психологом и педагогом о взаимодействии с целью исследования и проектирования деятельности, самоорганизации, самоизменения и саморазвития, конструирования технологий педагогической деятельности; предварительное обсуждение аналитических схем с педагогом; организация рефлективного выхода педагога из позиции деятеля во внешнюю позицию по отношению к уже осуществленной или проектируемой деятельности; проводится активное социально-психологические обучение педагогов с целью развития психологической компетентности молодых педагогов.

Задачи обучения:

  • формирование у педагога устойчивой мотивации к саморазвитию;
  • формирование у педагога способности к проектированию и конструктированию эффективных средств общения;
  • отработка индивидуальной стратегии и тактики эффективного общения.

Занятия проводятся в форме: социально-психологических тренингов (СПТ); ролевых и деловых игр; групповых дискуссий; лекций-практикумов; работы с отдельной личностью; работы с группой; проективного рисования; музыкотерапии; методов проигрывания и анализа ситуаций; микропреподавания.

Наше исследование показало, что применение различных процессуальных средств в разной степени влияет на формирование умений применять методы управленческой деятельности, оценивать ее успешность, принимать управленческие решения.

Таким образом, понимание педагогами необходимости владения управленческими знаниями и умениями, а также осознание необходимости самоуправления, управления деятельностью учащихся выводит учителя на новый уровень управленческого образования - управленческую культуру.


Библиографическая ссылка

Андреева Л.Д. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 1. – С. 170-172;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15770 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674