К концу ХХ века возникла, повсеместно проявила себя и накрепко обосновалась новая угроза жизненно важным интересам личности, общества, государства - реальная экологическая опасность для жизнедеятельности, связанная с достигшим гигантских масштабов уровнем автомобилизации [1, 2].
Загрязнение воздушной среды г.Астрахани формируется под воздействием ряда факторов: рассеивание загрязняющих веществ от местных стационарных источников; выбросы автотранспорта; трансграничный перенос поллютантов. Данные управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области подтверждают, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха г.Астрахани является автотранспорт (70-80 %). При этом важным фактором, способствующим накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы, являются метеорологические условия (штиль, туман, задерживающие слои, направление и скорость ветра).
Климатические особенности Астраханской области определяются рядом факторов, важнейшими из которых являются географическое положение, циркуляция воздушных масс и характер поверхности. Климат Астраханской области умеренный, резко континентальный - с высокими температурами летом, низкими - зимой, большими годовыми и летними суточными амплитудами температуры воздуха, малым количеством осадков и большой испаряемостью.
Наблюдения показывают, что даже при постоянных объемах и составе транспортных выбросов колебания уровня загрязнения воздуха происходят под влиянием условий переноса и рассеивания примесей, т.е. зависят от распределения температур с высотой, скорости и направления ветра, интенсивности солнечной радиации и влажности воздуха, количества и продолжительности атмосферных осадков, температуры воздуха. Неблагоприятные метеорологические условия, способствующие накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы (штиль, туман, задерживающие слои, опасное направление и скорость ветра), могут увеличить концентрации вредных веществ в 2-3 раза.
Высокому загрязнению воздуха способствует штилевая погода. По многолетним данным АЦГМОС, в Астрахани штили составляют 4-8 % в месяц от общего числа наблюдений за ветром, в г. Харабали, Лимане, Зеленге - 8-18 %. Наибольшее их число наблюдается летом и поздней осенью, наименьшее зимой и ранней весной. Чаще штилевая погода наблюдается ночью, реже - днем. Штилевая погода в условиях города способствует застою воздуха, и, следовательно, способствует накоплению вредных примесей в воздухе.
Туманы также способствуют накоплению примесей в атмосфере. При поглощении вредных примесей влагой образуются более токсичные вещества. На территории Нижнего Поволжья туман наблюдается в среднем 40 дней в году. Максимальное число дней с туманом приходится на осенне-зимний период. Наиболее продолжительные туманы наблюдаются в декабре, в 46 % случаев продолжительность туманов составляет 1-3 ч. В теплый период года туманы обычно наблюдаются в утренние часы.
Наиболее благоприятные условия для накопления вредных примесей в атмосфере складываются в осенне-зимний период, так как в этот период наблюдается наименьшая высота слоя термодинамической неустойчивости (до 500 м), приземные и приподнятые инверсии, появившиеся ночью, сохраняются в течение дня и имеют наибольшую мощность и интенсивность. Значительно возрастает уровень загрязнения атмосферного воздуха при туманах, густых дымках, слабо моросящих осадках, которые часто сопровождаются инверсиями температуры воздуха и штилем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изложенное выше определяет необходимость принятия широкомасштабных и комплексных мер по предотвращению, нейтрализации или хотя бы существенному сокращению тех негативных последствий, которые порождаются автомобилизацией нашей страны.
Список литературы
- Ревич Б.А., Авалиани С.А., Тихонова Г.И. Экологическая эпидемиология: учебник для высш. учеб. заведений; под ред. Б.А. Ревича. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. - 384 с.
- Экология и здоровье детей; под ред. М.Я. Студиникина, А.А. Ефимовой. - М.: «Медицина». - 1998. - 384 с.
Библиографическая ссылка
Романкова Ю.Н., Ярославцев А.С. ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР РИСКА НАКОПЛЕНИЯ В АТМОСФЕРЕ ЭЛЕМЕНТОВ СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 6. – С. 56-57;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=26929 (дата обращения: 23.11.2024).