Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

ОПТИМИЗАЦИЯ СТЕПЕНИ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ГАЗОТУРБИННОЙ И ПАРОГАЗОВОЙ УСТАНОВКАХ

Мордасова М.В. Седельников Г.Д.

В России около 70 % оборудования тепловых электрических станций (ТЭС) выработало срок эксплуатации и устарело. Необходима массовая его замена с внедрением новых технологий производства электроэнергии и теплоты. Из числа освоенных энергетических технологий наиболее высоким экономическим потенциалом обладают парогазовые установки (ПГУ). В них реализуется комбинированный цикл производства электроэнергии в газотурбинной установке (ГТУ), работающей на природном газе или жидком топливе, и паровой турбине, водяной пар для которой вырабатывается в утилизационном котле (УК) за счет теплоты отходящих из ГТУ газов. Кроме термодинамического совершенства ПГУ обладают рядом других преимуществ, наиболее важными из них по сравнению с ТЭС являются: в 2-3 раза меньшие удельные капитальные затраты, в 1,3-1,5 раза меньшая себестоимость производимой электроэнергии, в 3-4 раза меньшие сроки строительства, в 1,5-2,0 раза меньший экологический ущерб. Поэтому в настоящее время парогазовые установки активно развиваются и распространяются, в том числе и в энергетике России.

При проектировании и создании ПГУ возможны два подхода:

1) при заданных ГТУ, т.е. выпускаемых отечественными и зарубежными фирмами;

2) при незаданных ГТУ, т.е. специально проектируемых для работы в составе ПГУ.

Эти вопросы, касающиеся такого важного параметра цикла, как степень повышения давления воздуха ε, были рассмотрены применительно к энергетической газотурбинной установке ГТЭ-45У производства ТМЗ (г. Екатеринбург), работающей на природном газе. Эта ГТУ имеет номинальную электрическую мощность 42 МВт, температуру газов на входе в газовую турбину 1227 °С, степень повышения давления воздуха в компрессоре 13,5 и КПД на муфте 35 %.

Были разработаны математические модели и программы для расчета характеристик продуктов сгорания топлива, тепловой схемы ГТУ, производительности УК, мощности паровой турбины и выходных характеристик ПГУ. Степень повышения давления воздуха в компрессоре изменялась в диапазоне от 5 до 50. Результаты расчета приведены в таблице и на рисунке, где использованы следующие обозначения: ff - КПД по выработке электроэнергии в ГТУ и ПГУ, GГ - расход газов ГТУ, T4 - температура отработавших в ГТУ газов, T5 - температура газов на выходе из УК, Gук - паропроизводительность УК, f - электрическая мощность паровой турбины, g - удельный расход воздуха в ГТУ.

Характеристики ГТУ и ПГУ
при различных значениях

ε

f

f

GГ, кг/с

T4, °C

T5, °C

Gук, кг/с

МВт

5

22,8

44,7

142,1

822

183

28,5

40,1

10

29,9

46,7

119,0

675

195

18,9

23,0

15

33,0

47,3

115,1

599

202

16,2

18,0

20

34,8

47,5

115,5

549

207

14,4

15,3

25

36,0

47,4

117,8

508

211

13,1

13,3

30

36,6

47,1

120,5

483

214

12,3

12,1

35

37,0

46,8

124,0

459

217

11,6

11,1

40

37,2

46,4

127,9

439

220

11,0

10,3

45

37,32

45,9

132,2

422

222

10,5

9,7

50

37,29

45,4

136,8

407

224

10,0

9,1

Анализ полученных результатов показывает, что для ГТУ простого цикла оптимальное по КПД значение ε составило около 45 (рисунок), что значительно превосходит ε = 13,5 в построенной ГТЭ-45У. Следует отметить, что в практике проектирования газотурбинных двигателей при выборе степени повышения давления в качестве критерия используются: КПД (удельный расход топлива), удельная эффективная работа (удельный расход воздуха), технико-экономические показатели и пр. Возможны также компромиссные решения. При оптимизации по минимальному удельному расходу воздуха существенно упрощается компрессорная часть и в целом улучшаются массогабаритные характеристики всей ГТУ. Поэтому этот критерий часто используется для транспортных ГТУ. Оптимизация по минимальному удельному расходу воздуха g (см. рисунок), показала, что εопт значительно снижаются и лежат в районе 15-17. С учетом пологости кривой g в районе минимума (см. рисунок) этот результат можно считать достаточно близким тому, что есть в реальном двигателе.

Для ГТУ в составе комбинированной парогазовой установки оптимальная степень повышения давления составила около 19 (см. рисунок), что значительно ниже, чем для ГТУ простого цикла. Это вполне закономерно, т.к. при меньших ε уменьшается степень понижения давления в газовой турбине и, следовательно, при неизменной начальной температуре газа увеличивается температура газов на выходе из ГТУ (T4 в таблице). В результате возрастаетколичество пара, генерируемого в утилизационном котле, и мощность паровой турбины (таблица), что компенсирует снижение эффективности газотурбинной части комбинированной установки.

pic

Результаты оптимизации степени повышения давления воздуха в компрессоре для ГТУ и ПГУ

Сопоставляя эффективность ПГУ при εопт = 19 и при εопт = 13,5 (как в ГТЭ - 45У) можно отметить, что электрические КПД соответственно составляют 47,60 и 47,25 %. Проигрыш по КПД в ПГУ на базе существующей ГТЭ - 45У по сравнению с оптимальным вариантом не превышает 0,75 % относительных.

На основании изложенного можно сделать вывод, что рассматриваемая газотурбинная установка
ГТЭ-45У по степени повышения давления воздуха вполне подходит для создания на ее основе эффективной комбинированной ПГУ.


Библиографическая ссылка

Мордасова М.В., Седельников Г.Д. ОПТИМИЗАЦИЯ СТЕПЕНИ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ГАЗОТУРБИННОЙ И ПАРОГАЗОВОЙ УСТАНОВКАХ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 7. – С. 160-162;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27193 (дата обращения: 27.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074