Информатизация системы здравоохранения является одной из приоритетных задач развития РФ. Качество оказания медицинских услуг и охраны здоровья напрямую зависит от квалификации и компетентности медицинских работников. В условиях повсеместного внедрения информационных технологий актуальными задачами являются: совершенствование системы обучения в медицинских учебных заведениях; профессиональная переподготовка и повышение квалификации медицинского персонала; создание единого информационного пространства системы здравоохранения региона. Согласно концепции информатизации здравоохранения был разработан отраслевой стандарт «Информационные системы в здравоохранении» [1], в котором введена классификация медицинских информационных систем, где отдельным классом выделены обучающие медицинские информационные системы (ОМИС). Существующие ОМИС согласно педагогическим принципам оценки знаний учащихся реализуются в виде вопросно-ответных обучающих систем или как ОМИС с представлением знаний в виде электронных учебников с контролем знаний по тестам. Современное направление исследований состоит в создании интеллектуальных обучающих систем, основанных на базах знаний [2]. Особое внимание уделяется разработке и внедрению телемедицинских систем (ТМС) в процессы консультаций, диагностики и лечения, а также дистанционного обучения, в дополнение к традиционному процессу среднего специального и высшего образования, а также последипломному образованию [3]. ТМС позволяют реализовать метод обучения, в виде наблюдения за реальным процессом диагностики и лечения, а также практикум под наблюдением опытного врача.
В работе предлагается комплексный подход к построению базы знаний распределенной интеллектуальной ОМИС, заключающийся в интеграции функциональных модулей информационных систем лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и медицинских учебных заведений в единую образовательную среду региона, на основе телемедицинских, интеллектуальных, дистанционных, веб-технологий, с применением инновационных методов обучения. Архитектура проектируемой системы должна содержать:
- информационно-поисковый справочный модуль, содержащий информацию по учебным планам, учебным группам, учебному материалу, результатам обучения;
- проблемно-ориентированные медицинские базы знаний (предлагается построить комбинированную логико-объектную модель представления знаний, реализующую процедуру моделирования логических рассуждений на иерархии объектов, отображающих классификацию и структуризацию понятий и их отношений в предметной области);
- средства интеграции с другими системами (электронные библиотеки медицинской информации, классификаторы, справочники лекарственных средств и др.);
- модули поддержки форматов данных для представления и обмена медицинской информацией. Формы представления медицинской информации могут быть фактографическими, документальными, графическими, мультимедийными, а также представляться в виде методов и алгоритмов выполнения прикладных процессов. Современные подходы к представлению гетерогенных данных связаны с применением комбинированных моделей представления знаний, онтологий, и гипертекста [4];
- интерфейс пользователя на основе веб-технологий, позволяющий достичь аппаратно-программной независимости системы;
- модуль приобретения знаний в распределенной базе знаний на основе технологии интеллектуальных агентов;
- модуль телемедицинских консультаций. Консультативно-диагностические системы ЛПУ в виде АРМ врачей, также могут использоваться в режиме обучения;
- средства моделирования сценариев и алгоритмы экспертной оценки знаний. В режиме обучения система должна обеспечивать интеллектуальную поддержку процессов диагностики заболеваний, выбора тактики и прогнозирования исхода лечения.
Список литературы
- Отраслевой стандарт СТО МОСЗ 91500.16.0002-2004 «Информационные системы в здравоохранении».
- Чернов В.И., Есауленко И.Э. и др. Медицинская информатика. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 320 с.
- Камаев И.А. Телемедицина: клинические, организационные, правовые, технологические, экономические аспекты: учебное пособие. - Н.Новгород, 2001. - 98 с.
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Б. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
Библиографическая ссылка
Сафронов Е.М., Середа С.Н. АРХИТЕКТУРА ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 7. – С. 189-189;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27245 (дата обращения: 23.11.2024).