Научный журнал
Успехи современного естествознания
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

СОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЬНОГО СВОДА СТОПЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бродовиков В.В. Сетяева Н.Н.

С каждым годом в связи с экологической ситуацией увеличивается количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с патологией опорно-двигательного аппарата. Как свидетельствуют данные научно-методической литературы, около 80 % детей старшего дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в опорно-двигательном аппарате, в частности нарушения осанки и плоскостопие.

Плоскостопие, как и нарушение осанки, чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Своды стопы (продольные и поперечный) расплющиваются, опускаются, и возникают нарушения стоп. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего, и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются, и легко подвергаются деформации.

Целью нашего исследования явилась оценка состояния продольного свода стопы детей старшей группы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Эксперимент был осуществлён на базе детского сада присмотра и оздоровления г. Сургута, было исследовано 48 детей. Исследование проводилось при помощи метода плантографии по Штриттеру (табл. 1).

1. Показатели плантограммы по Штритеру детей дошкольного возраста (%, n = 48) 

Стопа

Состояние
правой стопы

Состояние
левой стопы

Высокосводчатая

2,08 %

8,34 %

Нормальная

33,3 %

27,08 %

Уплощенная

18,75 %

20,83 %

Плосковальгусная

45,87 %

43,75 %

Нами было выявлено, что на правой и левой стопе имеются различия в описании ее свода, в частности с правой преобладает уплощение, с левой плоскостопие (20,8 %). Разные показатели изменения свода стопы формируются как на одной, так и на обеих стопах (41,6 %). В некоторых случаях наблюдается следующие - на правой ноге плосковальгусная стопа, а на левой - уплощенная, т.е. начальная стадия развития плоскостопия. Либо - на правой ноге нормальный свод стопы, а на левой начальная стадия формирования плоскостопия - уплощенный свод стопы. Большой процент нарушения свода стопы составляет плосковальгусная стопа (справа - 45,87 и слева - 43,75 %). Далее нами давалась оценка формы стопы и пальцев, результаты представлены в табл. 2.

2. Показатели формы переднего отдела стопы и пальцев детей дошкольного возраста (%, n = 48) 

Форма стопы

Показатель правой стопы и пальцев

Показатель левой
стопы и пальцев

Греческая форма

31,25 %

37,5 %

Египетская форма

35,42 %

27,08 %

Прямоугольная форма

33,33 %

35,42 %

По табличным данным видно, что показатели формы переднего отдела стопы и пальцев детей имеют разную форму. Например, у одного ребенка наблюдается на правой ноге прямоугольная форма пальцев, а на левой ноге греческая. У другого ребенка на правой ноге египетская форма пальцев, а левая нога имеет прямоугольную форму. Наибольшее преобладание наблюдается детей с египетской формой справа - 35,42 % и с греческой формой слева - 37,5 %.

На основании проведенного исследования по оценке формирования свода стопы у детей дошкольного возраста мы еще раз убедились в актуальности данной проблемы и поиске новых средств и методов коррекции данного положения, так как при плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Поэтому дальнейшим этапом нашего исследования мы предполагаем проведение корреляционного анализа между показателями свода стопы и ее формы и разработки методики профилактики и коррекции плоскостопия.


Библиографическая ссылка

Бродовиков В.В., Сетяева Н.Н. СОСТОЯНИЕ ПРОДОЛЬНОГО СВОДА СТОПЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 95-95;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27658 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674