Наша первая задача построить модели развития инновационной педагогики базирующейся на эволюционной-фрактальной парадигме, в которых главным условием оптимальной выполнимости модели более низкого уровня была её максимальная согласованность с системой более высокого уровня. Наша вторая задача определить количественные принципы-прасистему, объясняющую поведение и построение саморегулирующихся целенаправленных систем в эволюционной-фрактальной парадигме. Другими словами определить морфологию и методологию триадических составляющих инфомационно-эволюционных педагогических моделей. Вербально Иконическо Символическо текстовые структуры - это квант текстового моделирования учебного процесса, состоящий из логически различных элементов, обладающих в тоже время информационной общностью в топологии смыслов. ВИСт структура обладает качествами реализовавшихся форм, структур-аттракторов учебной модели, несёт в себе «архитектуру»-морфологии учебного текста как фрактально-триадически повторяющегося текстового конструкта - ВИСТа, являются результатом реализации трёх типов возможностей: визуальных возможностей - возможностей того, что мы видим, телесных возможностей - возможностей положений нашего тела в мире, возможностей телесной организации, языковых возможностей - возможностей внутри некоторой знаково-семиотической системы, среды. ВИСт моделирование - это путь резонансного возбуждения - это быстрый переход к сложному, это - путь многократного сокращения временных затрат и материальных усилий, путь инициирования желаемых и - что не менее важно - реализуемых на данной семантической среде структур. ВИСт структуры обладает качествами: ситемности, системные (целостные)структуры, единство которых создается тремя элементами одного уровня, потенциально равноправными; устойчивости к сохранении во времени и быстрым восстановленим в памяти по ключевым словам, линиям- атракторам восприятия; целостности (критерием целостности системной триады также может служить принцип неопределенности-дополнительности-совместности: в ней каждая пара элементов находится в соотношении дополнительности, а третий задает меру совместности). Особого внимания заслуживает общее семантическое свойство всех системных триад, сложившихся в самых разных культурных традициях, включая и ВИСт триаду. Одна из компонент всегда воплощает аналитическое начало (рацио), другая - качественное (эмоцио), третья - субстанциальное (интуицио) Источник этой закономерности можно видеть в природной способности человека мыслить одновременно и понятиями, и образами, и символами. Обнаруженная семантическая ВИСт структура задает ориентиры в смысловом пространстве и позволяет действовать целенаправленно на пути к синтезу в учебной семантической модели. П.А. Золожук отмечает, что закреплению в долговременной памяти относительно небольшого объема информации, включающей в себя наиболее общее и значимое для последующего оперирования содержанием вновь усваиваемых знаний, способствует «наложение» этой информации на наглядно представленные «опоры» - ВИСт структуры Иконы (графико-рисуночные образы), Вербальные тексты (возникающие в результате анализа Иконы) Символы, условные знаки, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними.
Научный руководитель доцент кафедры ВМиИ ЛПИфСФУ Золожук П.А.
Библиографическая ссылка
Болабенко Т.М. ВИСТ СТРУКТУРЫ В УЧЕБНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 157-158;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27777 (дата обращения: 06.12.2024).