В данной статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов, которая обеспечивает рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем.
Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений [4].
Одним из условий эффективности самостоятельной работы студентов является методически рациональная организация деятельности студентов. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. По мере продвижения к старшим курсам активная созидательная позиция принадлежит студентам [8]. Организация деятельности студентов должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии [1].
Дисциплину «Основы педагогического проектирования» мы изучали по электронному учебнику, разработанный к.п.н. З.С. Жирковой [2]. Пособие имеет практико-ориентированную направленность потому, что студент постоянно вовлекается в самостоятельный поиск теоретической и практической основы проектирования и уточнения собственных представлений и способов развития, знаний и идей.
Автор данного пособия акцентирует внимание на то, что в современных условиях самостоятельная учебная деятельность обучающихся становится главной, ведущей, а деятельность преподавателя - содействующей, способствующей эффективному обучению. Наш творческий коллектив разработал проект по организации самостоятельной работы студентов. Нами был проведен опрос среди 30 студентов педагогических колледжа, института и академии (ЯПК, ЯПИ, СГПА).
Анкетирование студентов проводили по следующим вопросам:
1. Какую самостоятельную работу вы предпочитаете:
А) устное выступление;
Б) письменный конспект (решения задач);
В) без разницы.
2. Какой литературой вы пользуетесь при выполнении СРС?
А) поисковики в Интернете;
Б) сидите в библиотеке;
В) А и Б.
3. Выполняете ли вы СРС вовремя?
А) Да;
Б) С опозданием;
В) В последний срок.
4. Самостоятельно ли вы выполняете СРС (рефераты, доклады, контрольные работы)?
А) Да;
Б) С помощью «объявлений», родных;
В) Списываю, скачиваю.
Таким образом, студенты предпочитают самостоятельную работу: устное выступление - 13; письменный конспект (решения задач) - 9; без разницы - 8.
Пользуются при выполнении СРС литературой: поисковики в Интернете - 12 человек; в библиотеке - 5 человек; А и Б - 13 человек.
Выполняют СРС во время - 10 человек; с опозданием 12; в последний срок 8.
Самостоятельно выполняют СРС (рефераты, доклады, контрольные работы): да - 9 человек; с помощью «объявлений», родных - 7 человек; списываю, скачиваю - 14 человек.
В результате опроса можно сделать следующие выводы: студенты недостаточно посещают библиотеки города, основным источником СРС является доступ в Интернет. В большинстве случаев самостоятельные работы выполняются не в срок, хотя в календарно-тематическом плане по СРС указаны сроки сдачи работ.
Таким образом, интеллектуальные, общеучебные и специальные умения составляют операционную сторону самостоятельной работы студентов. К интеллектуальным умениям мы отнесли умения анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать и др. на основе содержательно и логически усвоенного материала. К общим учебным умениям относятся умения планирования (постановка цели и определение задачи работы и ее этапов; распределение времени на их осуществление; отбор методов, приемов и средств достижения поставленных целей) и самоконтроля (контроль процесса и результатов самостоятельной работы).
Каждый студент нашей творческой группы постоянно вовлекался в самостоятельный поиск теоретической и практической основы проектирования и уточнения собственных представлений и способов развития, знаний и идей. Творческие задания по проектированию позволяют организовать эффективный проектировочный процесс, и способствуют овладению технологиями целеполагания, проектирования, моделирования, экспертирования, управления. В творческой группе мы научились отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.
Продуктом проекта является разработка рекомендации студентам, которые можно использовать не только как источник конкретной информации к тому или иному виду практики, но и для обсуждения со студентами проблем на семинарских занятиях, на консультациях в периоды, предшествующие очередной практике и в процессе практики.
Список литературы
- Жиркова З.С. Учебно-методический комплекс - средство повышения качества образовательного процесса // Информатика и образование. - 2009. - №9. - С. 125-126.
- Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования: учебно-методический комплекс Тип ЭВМ:Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP / ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова». - Якутск: сайт http: //moodle.ysu.ru. Номер государственной регистрации: 50200801257, 03 июля 2008 года.
- Семашко П.В., Семашко А.В. Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах. - Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет (НГТУ).
- Тишков К.Н., Кошелев О.С., Мерзляков И.Н. Роль и методы самостоятельной работы студента в современных условиях. - Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет.
Библиографическая ссылка
Жиркова З.С., Афанасьева В.А., Бочурова И.Г., Корнилова Л.И. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 168-169;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27795 (дата обращения: 10.12.2024).