Понятие «толерантность» вошло в широкий обиход в связи с усилением ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [4].
Разными народами данный термин понимается неодинаково, что определено их историческим опытом. Таким образом, в зависимости от культуры, языка, оно имеет различный смысл. В английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французы трактуют этот термин как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов». В китайском языке толерантность - прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение. В белорусском - толерантность используется как характеристика человека, но чаще в качестве характерного признака всего белорусского этноса [7].
Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть[8].
Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia, что означает «терпение». Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет толерантность как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном отечественным энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [10]. В краткой философской энциклопедии толерантность трактуется как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Широко понимается толерантность и в педагогике. Так, Н.А. Асташова определяет толерантность как психосоциальную характеристику личности, как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [1, с. 76].
И.Б. Гриншпун предлагает рассматривать толерантность как некоторую характеристику индивида по целому ряду параметров, таким как: объективная отнесенность (дифференцированное проявление относительно различных объектов); диапазон толерантности (условная мера толерантности как индивидуальной характеристики), фокус, устойчивость и динамичность толерантности. Толерантность не статична, она носит процессуальный характер, что предполагает конечность и динамику с возможной сменой акцентов [2, с. 34].
В.З. Вульфовым толерантность понимается как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни» [3, с. 12].
Толерантность в психологии понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [6].
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций, религий. Она «является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [5].
В развитом общественном самосознании толерантность представляется как моральное качество, которое характеризуется «принятием одним индивидом или обществом интересов, убеждений, верований, привычек других людей или сообществ. Толерантность выражается в человеческом стремлении достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество» [9].
Толерантность - понятие многоаспектное. Оно может рассматриваться не только как регулятор межличностных, международных и межконфессионных отношений, как принцип гражданско-правового поведения, как социально-политический императив человеческого сообщества, но и как этико-философская категория, как культурная норма и моральная ценность.
Таким образом, толерантность предполагает осознание личностью ценности другого, выделение его за счет присущей ему уникальности и принятие его вопреки или благодаря его непохожести на саму личность.
Список литературы
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963. - 363 с.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: методич. пособие. - СПб.: СПбГУПМ. - 2003. - 55 с.
- Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16
- Декларация принципов толерантности.
- Краткая философская энциклопедия. - 1994. - С. 457.
- Краткий психологический словарь. - 1985. - С. 357.
- Левитсс Д.Г. Практика обучения - современные образовательные технологии. - М.: Изд-во Ин. Практ. Психологии; Воронеж: НПО Модж, 1998. - 288 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1994. - 928 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Нар. Образование, 1998. - 255 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохорова. - М., 1982.
Библиографическая ссылка
Микрюкова Т.С. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 181-182;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27811 (дата обращения: 10.12.2024).