Роман-сказка «Три толстяка» был написан в 1924, а напечатан лишь в 1928 году. Сюжет был навеян двумя революциями: недавней российской и Великой французской прошлого столетия. Из французской революции автор позаимствовал романтику духа, боевой настрой персонажей, цветовое наполнение текста, мотив «циркачества», артистизма. Поэтому действие в сказочном романе происходит в некоей «среднеевропейской» стране, правители которой - деспоты и тираны, воплощённые в гиперболизированном образе «трёх толстяков», которых нельзя разделить. Понятие «среднеевропейское» можно сравнить с «некоторым царством-государством» из волшебной сказки, а в таком государстве всегда возможны волшебство, фантазия и необычайность.
Самым необычным персонажем, оживляющим несколько схематичную структуру сказки, становится обыкновенная, на первый взгляд, девочка-циркачка по имени Суок, что обозначает «вся жизнь» на вымышленном «языке обездоленных». Она почти кукла, так работает в цирке гимнасткой. Значит, она должна быть выносливой, гибкой, артистичной.
Эта девочка-кукла связывает два мира, волшебный и реальный, в одно пространство, в котором свободно проникают из одного мира в другой (например, напарник Суок, Тибул, исчезает в небесном куполе через отверстие, в котором можно увидеть звезды реального неба). В этом мире «город под куполом» - и церковная арена, и царство, и город будущего, так как восстание народа несет истинное обновление. Но этот же город является и волшебным, как бы «ненастоящим», пока власть в нем принадлежит «трем неразделимым толстякам» и наследнику с железным сердцем. Поэтому в нем возможны превращения куклы в девочку и наоборот.
Сначала Суок и «кукла» живут в параллельных мирах: Суок - в живом, человеческом, а кула - в коробке у наследника Тутти. Пока «кукла» господствует как механизм, наследник Тутти думает, что у него «железное» сердце. Но когда, девочка заменяет куклу, его сердце постепенно оживает. «Неживое сердце» - это из мотива «кукольности», с таким сердцем мальчика можно было подчинить, сделать его таким же тираном, как «три толстяка». Но «живое» и «неживое» всё-таки соединяются, и «живое» не отпускает: кукла оказывается реальной девочкой и сестрой наследника, у которого такое же человеческое сердце, как у его сестры. Человечность и разрушает чары «трех толстяков», настоящее убивает механизм.
Таким образом, мотив «кукольности» - это один из основных мотивов, который формирует идейное содержание романа-сказки «Три толстяка», является базой для всей сложной сказочно-реальной структуры повествования.
Библиографическая ссылка
Прочанкина Т.Ю. МОТИВ «КУКОЛЬНОСТИ» В СТРУКТУРЕ СКАЗКИ Ю.К.ОЛЕШИ «ТРИ ТОЛСТЯКА» // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 189-190;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27825 (дата обращения: 06.12.2024).