Необходимость пересмотра высшего и среднего образования во многом определяется изменяющимися условиями не только общественного, но и социоприродного развития мира. Особую заботу вызывает непонимание ведущими социологами мира характера общественного развития и его воздействия на биосферную природу. Общество и земной мир развиваются сейчас не столько по пути постиндустриализма, определенного Д.Беллом и его соратниками, столько по техногенной траектории. Техногенность мира определяется, с одной стороны, разрастанием техносферы с параллельным уничтожением значительных пространств биосферы, а с другой стороны, нарастающими трансформационными изменениями во всех биогеохимических обменных процессах в биосфере, переводом биосферной эволюции жизни на путь социотехнобиологической, в которой «техно» рассматривается автором как синоним искусственного. По сути, мы вступаем не только в постиндустриальное общественное развитие, но и в постиндустриально-техногенное, а применительно ко всему миру - постбиосферное. Ф. Фукуяма своей книге «Наше постчеловеческое будущее» отразил некоторые последствия биотехнологического воздействия общества на человека, приводящего к его трансформации, хотя мир стоит на грани потери биосферы как саморазвивающегося целого. По данным эколога Ф. Реймерса, примерно на 40 % сократилось биосферное биологическое вещество [5, c. 129]. Плодородие же, по его расчетам, потеряно у половины всех пахотных земель мира [6, c. 76], а по подсчетам автора статьи - за два последних столетия активных составляющих биосферы, включая и гумус в почвах, сократилось примерно на треть [1, c. 37]. А ведь на почвах и в них существует и за счет почв питается 92 % видов живых организмов на планете [4, c. 9]. В сельском хозяйстве почв осталось на 1,5-2,0 столетия [3, c. 190], но пока биотехнологическое производство не дает нам надежды на получение биосферно-биологической чистоты продукта, более того - продукты питания в своей массе в условиях либерального рынка ухудшаются, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья населения. Выстраивая перспективную систему образования, о чем писал уже автор [2, c. 80-87], желательно предусмотреть следующее.
-
Усиление прогностического характера системы образования с учетом техногенно-усложняющейся реальности - постиндустриализации, техносферизации, ноосферизации и т.п.
-
Коренное повышение уровня и качества образования на всем его протяжении с учетом интеллектуализации основных факторов производства ХХI века. Уже сейчас на долю новых знаний, воплощаемых в технике и технологиях, особенно связанных с информатизацией всех сфер производственной и общественной жизни, приходится 70-85 % прироста ВВП.
-
Создание большей доступности современной системы образования для населения всей планеты и каждой страны в отдельности за счет перераспределения бюджетных расходов и использования многочисленных других путей, включая и вклады в образование населения.
-
Увеличение роли высшего образования во всех областях сферы деятельности человека и жизни требует существенного расширения улучшения качества подготовки специалистов. Рост сферы высшего образования в ХХ веке показал: оно не только стало определять уровень дохода семьи, но и социальный статус челове- ка - вхождение его в высшие эшелоны экономической, политической, профессиональной, особенно научной и культурной, элиты общества. Если в начале ХХ века более половины высших должностных лиц были еще выходцами из весьма состоятельных семей, в середине века их число сократилось до трети, то сейчас - единицы. Если сто лет назад две трети владельцев компаний имели не выше среднего образования, то сегодня свыше 95 % менеджеров имеют высшее образование, а около 2/3 - ученые степени. Идет активный процесс перераспределения богатств в руки интеллектуалов. Так, например, около 80 % современных американских миллионеров не приумножили доставшиеся им по наследству активы, а сами заработали свое состояние.
-
Продолжившаяся фундаментализация и дифференциация образования призваны и далее не только существенно повысить его и соответствовать потребностям и возможностям уже сейчас формирующегося информационно-техногенного общества, но и выработать довольно сложные программы, способствующие развитию полноценного общественного организма и остановке сползания мира с биосферного пути эволюции на социотехноприродный.
-
Крайне необходимой становится в условиях перехода человечества в техногенную (техносферную, искусственную) среду обитания жизнедеятельности организация не только экологического, но и валеологического образования, где эковалерлогия понимается как становящаяся комплексная наука о формировании физического, психического и социального здоровья человека в органической взаимосвязи с формированием здоровой окружающей среды, экопоселениями и экожилищами. Ведь становление городского, «техносферного человека» сопровождается трансформацией образа жизни и катастрофической деградацией его тела, в целом природных и психических его качеств. Как показывают исследования, большинство «болезней техногенной цивилизации» - сердечно-сосудистых, онкологических, психических, аллергических, генетических, а также наплыв инфекционных заболеваний «нового поколения» связаны с ослаблением иммунной системы человека в условиях техногенного развития мира.
-
Одной из главных целей перспективной системы образования является формирование творческого потенциала личности, человека-созидателя в самом широком смысле этого слова. Пока что либерально-экономическая цивилизация идет по пути развития капиталистических отношений, направленных на удовлетворение, прежде всего, индивидуальных, эгоистических потребностей людей, результатом чего является уничтожение биоты, биосферной органики и ресурсов, а в итоге - уничтожение биосферы, естественной среды обитания человека.
-
Органическое сочетание образования с воспитанием коллективистского, гуманного и высоконравственного гражданина, что позволит развить такие социальные качества, которые в настоящее время недооцениваются и являются дефицитом в здоровом общественном развитии.
-
Развитие доместикации образования как части создания общего процесса создания рабочих мест на дому, особенно для профессий с умственной творческой деятельностью.
-
С доместикацией образования органически связан и процесс его информатизации, открывающий широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования.
-
Одним из важнейших направлений в области образования станет изучение теории и практики проектирования природных и социальных качеств развивающегося человека в связи с потребностями семьи, самого человека, перспективным видением своей будущей профессии.
-
Новый облик образования во многом определяется также современными процессами глобализации, формирования общемирового глобального общества, которое, вполне возможно, будет создано в ХХI в., наряду с существованием множества государств. Транснациональные корпорации и международные общественные организации уже сейчас охватывают огромные регионы нашей планеты.
В глобализирующемся и техносферизирующемся сегодня мире приходит понимание того, что в сфере образования закладываются основы стратегии развития человечества и природы.
Список литературы
-
Демиденко Э.С. Конец биосферы и биосферной жизни на Земле? // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 2002. - № 6.
-
Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социс. - 2005. - № 2.
-
Демиденко Э.С., Дергачева Е.А. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы. - М., 2010.
-
Добровольский Г.В. Педосфера - оболочка жизни планеты Земля // Биосфера. Междисциплинарный научный и прикладной журнал. - 2009. - Т.1, № 1.
-
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. - М., 1992.
- Реймерс Н.Ф.Охрана природы и окружающей человека среды. - М., 1992.
Библиографическая ссылка
Демиденко Э.С. ПРЕДСТОЯЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В ТЕХНОГЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 89-90;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29031 (дата обращения: 24.11.2024).